Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

транспортные машины на воздушной подушке

Пытливая мысль человека стала искать пути создания таких машин, которые бы не обладали недостатками колесных и гусеничных движителей. Стали создаваться совершенно новые движители. Наконец, решили совсем отказаться от контакта машины с землей. Появились новые виды транспортных средств: воздушные шары, дирижабли, самолеты, вертолеты. Все они перемещались в воздушном пространстве, а человек стремился создать транспортные средства, перемещающиеся над поверхностью земли в непосредственной близости от нее.

Возникла мысль оторвать корпус транспортного средства от земли   или   воды,   создать  принципиально   новые  транспортные машины на так называемой воздушной подушке. Постепенно принцип перемещения на воздушной подушке стал завоевывать во всех странах множество сторонников, и в настоящее время уже существует значительное число транспортных средств, использующих этот принцип.

Особенностью аппаратов на воздушной подушке (АВП) является то, что они при своем движении не соприкасаются с поверхностью земли или воды, а как бы парят на небольшой высоте, не превышающей обычно 0,1 их длины. Давление этих аппаратов на поверхность грунта в 100...400 раз меньше, чем давление колес или гусениц. Этот эффект достигается за счет создания между днищем аппарата и поверхностью, по которой он перемещается, воздушной подушки. Из всех способов создания воздушной подушки в АВП используются камерная и сопловая схемы ( 169).

Камерная схема наиболее простая. Здесь в камеру, образованную куполом аппарата и поверхностью земли, нагнетается вентилятором воздух и под днищем получается избыточное давление, которое и создает подъемную силу. Отличительной особенностью сопловой схемы является то, что в донной части аппарата по периферии расположено щелевидное сопло для выпуска струи воздуха в сторону опорной поверхности. Избыточное давление в воздушной подушке создается в результате реактивного действия струи, выходящей из сопла и растекающейся по поверхности земли в радиальном направлении от аппарата. Сопловая схема с одним или двумя контурами обладает значительно большей устойчивостью по сравнению с камерной и поэтому в настоящее время получает наибольшее распространение.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей