Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Трубчатый каркас

Для придания большей прочности соединениям отдельных элементов применяются гвозди, шурупы или болты, которые устанавливаются впотай. Если нет навыка в применении шиповых соединений, можно применять стыковку брусков каркаса с помощью сухарей и косынок на эпоксидном клее. К каркасу сухарь или косынку прикрепляют с помощью шурупов, болтов. Для усиления угольника к нему приваривают дополнительную стенку-подкос, которая является своеобразным ребром жесткости.

В деталях каркаса предусматриваются выборки для дверей, панелей, а также вырезы для дверных петель, замков и других деталей; места соединений металла с деревом промазываются варом или антикоррозионной пастой. Затем каркас покрывается. грунтовкой и краской. Облицовку к деревянному каркасу крепят гвоздями или шурупами.

Трубчатый каркас изготавливают из стальных труб диаметром около полдюйма. Желательно применять тонкостенные трубы. Для траверс крепления передней и задней подвесок применяют трубы большего диаметра. Стальные трубы свариваются. Возможно применение и труб из алюминиевых сплавов и алюминия. В этом случае из-за сложности сварки алюминия применяют соединения кинцами. При этом концы труб сплющивают или же в них делают прорезь, в которую затем вставляют и приклепывают пластину. Пластины двух труб скрепляют болтами или заклепками. Можно две трубы соединить с помощью стержня, на который их плотно надеть и затем закрепить болтами и винтами.

Каркас не должен обязательно повторять очертания поверхности кузова, так как облицовка крепится к нему в нескольких точках. Поэтому при изготовлении каркаса на нем обязательно следует предусмотреть установку специальных площадок, косынок, угольников, которые будут служить элементами жесткости. К стальному каркасу привариваются дверные петли, личины замков, пластины для крепления внутренней обшивки.

Большие возможности для конструирования представляют собой трубы некруглого сечения. На  86 показаны рама и каркас кузова автомобиля «Минимакс», у которого плоская рама изготовлена из стальных сварных труб прямоугольного сечения 50X25 мм с толщиной стенки 2,5 мм. Из труб прямоугольного сечения и стальных профилей сварен каркас кузова, который затем обшит снизу гетинаксом толщиной 7 мм, спереди текстолитом толщиной 4 мм и листовой сталью толщиной 1 мм.

В любительском автостроении все большее распространение получает изготовление кузовов из стеклопластика. При этом описанная   ранее  мастер-модель   необходима  для   изготовления матриц, по которым создаются элементы поверхности кузова. Поверхность модели должна быть тщательно отделана, так как от этого будет зависеть последующая работа над поверхностью кузова и расход материала.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей