Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

тяговая и тормозная динамика

От правильного подбора колеса с пневматической шиной будет зависеть тяговая и тормозная динамика, топливная экономичность, плавность хода автомобиля. При подборе колес следует стремиться к снижению их массы и всей неподрессоренной части автомобиля. Уже было отмечено, что в подавляющем большинстве самодеятельные конструкторы используют стандартные дисковые колеса с соответствующими шинами. В табл. 24 представлены размеры и основные параметры колес легковых автомобилей. Буквенные обозначения размеров, использованные в таблице, соответствуют  70.

От надежности крепления колес зависит безопасность движения. Колесо устанавливается на вращающемся элементе — ступице. Как ступица, так и элемент крепления работают в условиях нестационарного динамического режима нагружения и должны обеспечивать необходимую прочность и надежность. При этом элементы крепления должны обеспечивать довольно частую и быструю замену колес, высокую точность установки их на ступице  во   избежание   нарушения   балансировки   колесного  узла.

Дисковые колеса легковых автомобилей крепятся к фланцу ступицы болтовыми или шпилечными соединениями, проходящими через крепежные отверстия дисков. Болты запрессовываются во фланец ступицы с наружной стороны и от поворота фиксируются буртиком, входящим в шлицевую проточку фланца ступицы

Если колеса выполняются из легких сплавов, то в местах крепежных отверстий устанавливаются стальные кадмированные втулки. Если колеса изготовлены из полимерных материалов, то они дополнительно снабжаются металлическими фланцами под гайки.

В самодельных конструкциях ступица может быть изготовлена из алюминиевой отливки на токарном станке под посадочные отверстия стандартных дисков колес для принятого размера шин. На  71 показаны ступицы, свободно вращающиеся на оси и валу. На  72 — ступица небольшого переднего колеса автомобиля «Колибри», выточенная совместно с одной половиной диска под шину 3,5X5. Вторая половина диска колеса также выполнена на токарном станке, но для жесткости в ней имеются ребра. Диски колес можно изготовить на токарном станке методом выдавливания.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей