Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Удобство расположения водителя и пассажиров

Пятая схема — дверь, сдвигаемая по ходу или против хода автомобиля ( 90). Она также оправдана для городских автомобилей, требующих малой площади на стоянке. Примером может служить конструкция дверей автомобиля «Минимакс», у которого двери ромбической формы передвигаются на двух верхних роликах и в нижней направляющей. В закрытом виде двери плотно входят в передний паз лобовой части кузова и прилегают к задней его части внахлест.

На некоторых моделях самодельных автомобилей вместо дверей применяется сдвижной колпак. Это обеспечивает жесткость кузова за счет отсутствия дверных проемов. Верхний колпак можно сделать не сдвигающимся, а откидывающимся, как, например, у автомобиля, показанного на  91. Подробнее о конструкции дверей и элементов кузова можно прочитать в книге В. К- Штробеля «Современный автомобильный кузов» (М.: Машиностроение, 1984).

Можно изготовить кузов со съемным легким тентом или же типа кабриолет, когда сдвигается только легкий верх крыши, а боковые стекла вместе с окантовкой остаются на месте.

Удобство расположения водителя и пассажиров в автомобиле зависит от конструкции кресел. При посадке человека его поза должна быть такой, чтобы обеспечивались необходимые суставные углы. Наиболее простой способ решить эту проблему — использовать сиденья стандартных автомобилей. Однако не всегда удается вписать их в создаваемый кузов. Само же сиденье должно обеспечивать наименьшее давление на тело человека и в то же время гасить часть колебаний, передаваемых ему через кузов. На  92 показана конструкция обычного сиденья, которое состоит из трубчатого каркаса 5, для изготовления которого берутся трубы диаметром 20 ... 25 мм с толщиной стенки 1,5 мм, салазок 6 для регулирования положения сиденья, пружин 7, матраца 4 и обивки 3. Салазки и механизм регулировки положения лучше всего взять от стандартного автомобиля. Обивка изготавливается из прочной обивочной ткани. При открытых кузовах сиденье должно быть обито кожей, дерматином или автобимом.

Можно также изготовить сиденья с каркасом из металлических пружин или из резиновых лент, а также сиденья полужесткого типа на листовом каркасе. На такой пружинящий каркас накладывается матрац из губчатой резины, поролона, ваты, шерсти. Сверху все это покрывается обивочным материалом, который закрепляется на каркасе шурупами или шнуровкой.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей