Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Устройства активной и пассивной безопасности

Устройства активной и пассивной безопасности должны учитываться при дальнейшей конструктивной проработке автомобиля; о них всегда должен помнить самодеятельный автоконструктор. Так, например, топливный бак следует располагать в зоне, наименее подверженной деформации. При классической или переднеприводной компоновке это будет зона за спинкой заднего сиденья за задней осью. При расположении двигателя сзади местоположение топливного бака требует тщательного анализа. Например, на ЗАЗ-968 топливный бак расположен за задним сиденьем, но очень близко к двигателю. Это не совсем желательно с точки зрения пожарной безопасности. Размещение топливного бака впереди нежелательно, так как он попадает в зону конструктивной деформации. Однако его все же можно расположить в передней части, но в месте, наиболее удаленном от крайней передней точки кузова, защитив его при этом запасным колесом. Нежелательно располагать в передней части аккумулятор и агрегаты отопления.

Следующий важный этап конструирования и компоновки — определение центра тяжести и распределения массы по осям. Для расчета весовых характеристик принимают массу взрослого человека 70 кг, а для детей 35 кг. Центр масс силуэта взрослого человека можно принять на расстоянии 200 мм от нижней точки спинки сиденья.

Массу, приходящуюся на одну из осей, можно определить, используя уравнение моментов.

При. проектировании автомобиля желательно знать массу отдельных его частей, а следовательно, сухую массу автомобиля. В табл. 8 приведены ориентировочные значения масс отдельных узлов и агрегатов, на которые можно ориентироваться при конструировании автомобиля. В табл. 9 приведены реальные массы

Аналогично можно определить силу тяжести, приходящуюся на другую ось.

При проектировании автомобиля нельзя ограничиться только его изображением на бумаге. Например, чтобы отработать место и рабочее пространство водителя, изготавливают посадочный макет, где все элементы рабочего места выполняются в натуральную величину. Чтобы решить внешнюю форму автомобиля, желательно выполнить его макет. И здесь уместно вести разговор о дизайне автомобиля в приложении к компоновке автомобиля.

Любой самостоятельный конструктор мечтает создать автомобиль, который был бы единственным в своем роде. Да и в требованиях  к самодельным  автомобилям  сказано,  что кузова  их должны иметь свои оригинальные формы. В то же время очень часто самодеятельные конструкторы ориентируются на готовый прототип стандартного автомобиля или на узлы и агрегаты, которые он смог приобрести.

Очень важно не нарушать пропорциональные соотношения. Так, например, если создавать маленький автомобиль для детей и перенести в его форму пропорциональные соотношения больших моделей, это может привести к тому, что форма автомобиля будет, как говорится, плохо смотреться. Поэтому к выбору прототипа следует подходить осторожно.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей