Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Устройства для безопасности автомобиля

Автомобиль, созданный руками умельцев, вольется в общий транспортный поток. Из общего числа происшествий, происходящих с транспортными средствами, 80... 85% приходится на долю автомобилей. Об этом следует всегда помнить, работая над конструированием автомобиля. От безопасности каждого автомобиля зависит безопасность движения на дорогах в целом.

Автомобиль должен быть безопасным в любое время, при любой погоде, в любых дорожных ситуациях. Причем его безопасность должна сохраняться на протяжении всего времени эксплуатации, т. е. безопасность автомобиля прямо зависит от надежности его конструкции.

Безопасность автомобиля подразделяется на активную и пассивную. Под активной подразумевается свойство конструкции автомобиля предотвращать и снижать вероятность дорожно-транспортного происшествия. Она проявляется в тот период, когда водитель в состоянии изменить характер движения автомобиля. Под пассивной безопасностью подразумевают свойство конструкции автомобиля уменьшить тяжесть дорожно-транспортного происшествия. Она проявляется в тот период, когда водитель, несмотря на принятые меры, уже не может изменить характер движения автомобиля, чтобы предотвратить аварийную ситуацию.

Активная безопасность автомобиля обеспечивается рациональной его конструкцией, использованием так называемых анатомических сидений, соответствующих форме тела человека, с подголовниками, применением обогрева ветрового стекла и даже зеркала заднего вида, устройством на фарах стеклоочистителей, наличием на тормозах противоблокировочных устройств, а в кабине — противосолнечных козырьков, наличием в конструкции устройств для контроля скорости движения и работы отдельных   агрегатов,   а   также   и   сигнализации   об   их   неисправной работе.

Пассивная безопасность обеспечивается конструкцией бампера, наличием в автомобиле ремней безопасности, приданием необходимой жесткости кабине и др. В технических требованиях к легковым самодельным автомобилям указывается, что при вагонной компоновке обязательна установка дуг безопасности диаметром не менее 50 мм и дополнительных энергопоглощающих буферов.

Чтобы обеспечить необходимую безопасность на дорогах, сконструированный автомобиль должен обладать определенной тяговой динамикой, которую можно улучшить уменьшением массы автомобиля, применением коробки передач с большим числом ступеней и с синхронизаторами, а также применением электромагнитного сцепления.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей