Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Увеличение крутящего момента на колесах

Увеличение крутящего момента на колесах можно получить не только за счет изменения внешней характеристики двигателя, но и установив в трансмиссии автомобиля коробку передач, изменяющую общее передаточное число от двигателя к колесам. Но крутящийся момент, подводимый к колесам, нельзя увеличивать беспредельно. Существует предел, определяемый величиной сцепления колес с дорогой. Когда реакция дороги или равная ей тяговая движущая сила на колесах Рт достигнет определенной величины, свыше которой сцепление колес с дорогой нарушается, последние начнут проскальзывать. Тем самым подводимый к ведущим колесам крутящий момент не сможет быть использован и дальнейшее его увеличение приведет лишь к проскальзыванию (пробуксовке) колес. Значение этой предельной силы можно подсчитать, если известен коэффициент сцепления ф.

Динамический фактор зависит от скорости движения автомобиля и передаточного числа каждой передачи (табл. 15). Выраженная графически, такая зависимость называется динамической

характеристикой автомобиля ( 16). Количество кривых на таком графике соответствует числу передач автомобиля. При этом чем ниже передача, тем выше значение динамического фактора. Наиболее удобно пользоваться динамической характеристикой в случае равномерного движения, когда исключается сила инерции, и тогда £<ф=ф, где г|) — коэффициент сопротивления дороги, учитывающий коэффициент сопротивления качению f и уклон /

Динамическая характеристика строится на основе внешней характеристики, когда двигатель автомобиля работает с полным открытием дроссельной заслонки. Если же прикрыть дроссельную заслонку и подать в цилиндры меньшее количество горючей смеси, мощность и крутящий момент двигателя изменяется. А следовательно, изменится и положение кривых на динамической характеристике. Таким образом, изменять крутящий момент, подводимый к колесам автомобиля, можно не только переключением передач,   но  и  уменьшением   количества  подаваемого  топлива.

В табл. 16 приведены некоторые параметры динамических характеристик отечественных легковых автомобилей.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей