Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Величина коэффициента сцепления

Величина коэффициента сцепления зависит в основном от типа и состояния покрытия дороги. Другие незначительные факторы, оказывающие влияние на значение коэффициента ср, обычно не учитываются. В инженерных расчетах принимают среднее значение этого коэффициента, которое для основных типов дорожного покрытия указано в табл. 12.

Зная коэффициент сцепления и предполагаемую массу автомобиля, можно определить максимально возможную движущую силу по сцеплению или, как ее называют автомобилисты, тяговую силу Рт. Приравнивая значение этой силы на ведущих колесах к сумме сил сопротивления движению, получают уравнение тягового баланса Рт=Рк-\-Рв±РцЬРиЗнак плюс перед силой Я, соответствует движению на подъем, а знак минус — на спуск. Знак плюс перед силой Р„ соответствует ускоренному движению, знак минус — замедленному.

Уравнение тягового баланса позволяет определить тяговую силу, когда известны силы сопротивления движению. С его помощью можно определять динамические качества автомобиля, к которым относятся максимальная скорость, ускорение, время разгона до определенной скорости и путь разгона автомобиля.

Используя уравнение тягового баланса, можно подобрать двигатель для проектируемого автомобиля и определить наибольшее сопротивление дороги, которое может преодолеть автомобиль данной конструкции, и максимально возможный подъем. Учет всех сил, действующих на автомобиль, позволяет заранее рассчитать эксплуатационные качества автомобиля. А это можно сделать, рассматривая не силу, а мощность.

Движение автомобиля происходит за счет мощности, получаемой от двигателя. Мощность карбюраторных двигателей изменяется в зависимости от скорости вращения коленчатого вала и от величины открытия дроссельной заслонки. Изменение мощности двигателя и его крутящего момента в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, полученное при полностью открытой дроссельной заслонке, называется внешней характеристикой двигателя. Внешняя характеристика строится по результатам испытаний двигателя.

При известных значениях максимальной мощности двигателя и частоты вращения коленчатого вала, соответствующей этой мощности, д„ах   можно графически построить примерную внешнюю характеристику, используя данные табл. 13. Для этого значение известной максимальной мощности следует умножить на коэффициент  \ из данной  таблицы для  различных  отношений

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей