Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Вездеходы

Из вездеходов, перемещающихся по воде и суше, одно время получили распространение машины, названные вначале амфикары. Это небольшие, сравнительно небыстрые вездеходы, представляющие собой как бы ванну на колесах ( 122). Число колес такого автомобиля колеблется от четырех до шести. Колеса каждого борта, соединенные, как правило, цепной передачей друг с другом, вращаются с одинаковой угловой скоростью. Крутящий момент к каждому борту передается через фрикционные муфты поворота и вариаторы. По воде автомобиль перемещается за счет вращения колес. Для увеличения скорости движения по воде иногда устанавливается подвесной лодочный мотор или используется водометный движитель.

Поворот осуществляется торможением колес правого или левого борта. Управление осуществляется с помощью рычагов. Такое управление настолько эффективно, что не требует заднего хода,   так  как   радиус   разворота   не   превышает  двух   метров.

В качестве примера такой конструкции вездехода рассмотрим машину, созданную в лаборатории малогабаритной техники КЮТ Новосибирского академгородка ( 123). Кузов автомобиля каркасного типа, имеет сварную раму из труб 015 мм, которая обшита стальными листами толщиной 1 мм. В качестве двигателя взят мотор от мотоцикла Иж-56, оснащенный генератором и стартером. Крутящий момент от двигателя через дифференциал, взятый от мотоколяски, передается на средние колеса правого и левого бортов. Каждое из этих колес соединено с остальными колесами своего борта цепной передачей.

На средних колесах установлены тормозные колодки. С помощью этих тормозов осуществляется поворот. Тормозной механизм колес одного из бортов приводится в действие рычагом управления, и они затормаживаются. Так как в это время двигатель продолжает вращать колеса другого борта, машина поворачивается. В автомобиле отсутствует педаль тормоза и торможение осуществляется после отключения сцепления притормаживанием колес сразу обоих бортов. Все колеса у машины ведущие. Двигатель с дифференциалом соединяется с помощью цепной передачи. Колеса взяты от мотоколяски, но для улучшения проходимости и смягчения толчков при движении давление в них должно быть в пределах 0,8 ... 1 кгс/см2.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей