Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Воздушные вездеходы

Вопросы теории и рекомендации по изготовлению АВП можно найти в книге Ежи Бень «Модели и любительские суда на воздушной подушке» (М. : Судостроение, 1983), а также в журнале «Моделист-конструктор» (1975, № 6) и в книге Е. И. Ружицкого «Воздушные вездеходы» (М. : Машиностроение, 1964).

Для любительских аппаратов наиболее приемлемой является компоновочная схема с отдельными двигателями для нагнетателя и воздушного толкающего винта. Конструкции их относительно просты, изготавливаются они из недорогих материалов, легки в обслуживании и надежны в эксплуатации. Основные характеристики любительских АВП: габаритные размеры, диаметр нагнетателя и воздушного винта, расстояние от центра масс АВП до центра его аэродинамического сопротивления. Масса самодельных АВП лежит в пределах 100... 1000 кг.

В качестве двигателей используются мотоциклетные двигатели, подвесные моторы от лодок, моторы для бензопил и косилок (с воздушным охлаждением). Объем их изменяется в пределах от 50 до 750 см3. Используются форсированные двигатели, что позволяет, например, при объеме 200 см3 получить мощность до 22 кВт. В качестве нагнетателей воздуха применяются как осевые, так и центробежные вентиляторы.

Горизонтальная тянущая сила АВП может быть создана различными способами. В качестве воздушного движителя применяются воздушные винты, осевые или центробежные нагнетатели и воздушно-реактивные двигатели. При движении аппарата только над водной поверхностью используется гребной винт или водометный двигатель, а также гребное колесо. И, наконец, при движении по суше может быть применено толкающее колесо с автономным двигателем.

Компоновочное решение зависит от числа мест, от местоположения энергетических установок, а также от возможностей и желаний самодеятельного конструктора. В большинстве любительских аппаратов корпус представляет собой несущую конструкцию, на нем размещаются агрегаты энергетических установок, воздушные каналы, кабина водителя с приборами управления.

Управление аппаратами бывает по типу авиационного с помощью рукояток или рычагов автомобильного с помощью рулевого колеса и педалей.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей