Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Электрооборудование и дополнительные устройства

Создаваемый автомобиль будет эксплуатироваться не только в светлое время суток. Несмотря на то, что интенсивность движения на дорогах ночью уменьшается, почти половина дорожно-транспортных происшествий, как показывают статистические данные, приходится именно на темное время суток. Поэтому приборам освещения и сигнализации должно уделяться внимание ничуть не меньше, чем, например, органам управления.

Все создаваемые автомобили, исключая тихоходные, которые делаются для детей, оборудуются системами освещения и сигнализации. Учитывая важность системы электрооборудования для автомобиля, следует обратить внимание на существующие требования. Согласно требованиям каждый автомобиль должен иметь фары с лампами дальнего и ближнего света. Допускается использование двухнитевых, включающих в себя элемент ближнего и дальнего света. Фары должны устанавливаться в головной части автомобиля на расстоянии не ниже 500 мм от поверхности земли и обеспечивать освещение дороги на расстоянии 100 м при включенном дальнем свете и 30 м — при ближнем. Освещенность должна быть достаточной, чтобы распознать на указанном расстоянии пешехода в темной одежде на темном фоне окружающей

местности.

Помимо фар каждый автомобиль должен быть оборудован габаритными огнями спереди и сзади. Они должны находиться на расстоянии не более 200 мм от габарита автомобиля. Передние фонари должны иметь прозрачные стекла или матовые и давать белый свет, а задние стекла — красного цвета. На детских автомобилях, не предназначенных для движения в общем потоке транспортных средств, вместо габаритных фонарей можно установить отражатели света.

Расположение габаритных фонарей и указателей поворотов на кузове автомобиля должно быть таким, чтобы они были хорошо видны в пределах углов, указанных на  98. Разрешается установка по бокам кузова механических указателей поворотов семафорного типа. Однако их устройство сложнее, и такие указатели поворотов в самодельных автомобилях не встречаются. Чтобы сигнализировать сзади идущим машинам о начале торможения, автомобиль должен быть оборудован фонарем сигнала торможения (стоп-сигналом), имеющим красное стекло и лампочку мощностью 15 Вт. У мотоциклов и части автомобилей сигнал торможения объединяется в одном фонаре, который используется также для освещения номерного знака. В табл. 30 и 31 приводятся сведения об электрооборудовании, которое может быть использовано в самодельном автомобиле.

Далее потребуется две фары типа ФГ16Ж или ФГ16Е или фары ФГ5, задний фонарь ФП121 освещения номерного знака и сигнала торможения; звуковой сигнал С44, блок предохранителей с четырьмя плавкими предохранителями (три по 15 А и один 40 А); центральный переключатель на три положения; подфарники с двухнитевыми лампами мощностью 21 и 3 Вт; тепловое реле РС56, две сигнальные лампочки мощностью в 1 Вт, предназначенные для указания левого и правого поворотов; переключатели П139 для ближнего и дальнего света и П20 для включения указателей левого и правого поворотов. В систему электрооборудования включен амперметр АП6 и механизм стеклоочистителя СЛ25Б с выключателем мощностью 5 Вт. Такое оборудование можно использовать при создании двухместных автомобилей, когда используются двигатели от легких и средних мотоциклов и мотороллеров.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей