Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

эра обтекаемых автомобилей

Огромное влияние на форму автомобиля оказывает появление новых технологий, новых конструкционных материалов. И наоборот, поиск новых форм ведет к поиску новых технологий. Если в 20-е и даже в 30-е годы автомобиль представлял собой сумму отдельных элементов: приставные крылья, подножки, фары в виде отдельных объемов, наружное приставное колесо ( 108), собранных вместе,— то постепенно в его облике появляются черты целостной законченной композиции.

Затем наступает эра обтекаемых автомобилей. Частично это было связано со стремлением уменьшить сопротивление воздушной среды, которое значительно возрастает с увеличением скоростей движения. Форма становится все более лаконичной. Моторная часть, которая раньше резко выделялась, сливается с остальными элементами автомобиля ( 109). Обобщение формы становится   основной  тенденцией   в   автомобилестроении   в   начале 40-х годов. Резким скачком был переход от открытого кузова к закрытому. И можно сказать, что вместе с закрьггым кузовом пришло.в автомобилестроение художественное конструирование (дизайн). Теперь у автомобилей форма как будто упростилась, но она стала требовать более тщательной проработки. Закрытый кузов потребовал органичной связи салона с объемами, вмещавшими двигатель и багажник.

Если прежние формы автомобиля мог создавать инженер, обладавший художественным вкусом, то при резком возрастании композиционной целостности формы для ее проработки требовался художник-конструктор (дизайнер).

Вторым важным периодом в развитии формы явилось уменьшение высоты автомобиля и его пола. При этом отпала необходимость в подножке. В настоящее время автомобиль стал самим собой и как будто исчерпал все возможности развития. Форма автомобиля стала максимально соответствовать его функции -с возможно большой скоростью и комфортом перемещать человека в пространстве, обеспечив необходимую безопасность.

Автомобильные фирмы и заводы, а также любители-автостроители ищут и находят свое решение формы, часто только за счет тщательной ее проработки. В последние годы формы автомобилей различных фирм начали сближаться. И сейчас иногда даже специалисту трудно безошибочно определить принадлежность его той или иной фирме.

Чтобы решать вопросы формообразования на современном уровне, необходима серьезная теоретическая и практическая подготовка. Самодеятельные конструкторы в своем большинстве такой подготовкой не обладают. Поэтому им необходимо хотя бы вкратце познакомиться с некоторыми теоретическими положениями из области дизайна. Сейчас же в большинстве случаев в самодеятельном автостроении поиск формы происходит интуитивно путем сравнения своих разработок с существующими современными моделями. Чтобы помочь любителям, изложим в общих чертах основные положения композиции промышленных изделий.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей