Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Форма рулевого колеса

Доминирующим элементом в рабочем пространстве водителя, несомненно, является рулевое колесо. Остальные элементы интерьера служат ему фоном. К ним следует отнести приборный щиток, переднее стекло автомобиля, органы управления, стеклоочистители и зеркало заднего вида. Основной деталью рулевого колеса является обод, с которым в тесной взаимосвязи находятся спицы, ступица, включатель звукового сигнала и эмблема, часто располагаемая на рулевом колесе. Форма рулевого колеса должна максимально соответствовать его функции. Размер обода должен информировать о классе автомобиля, его представительности, обеспечивать удобство управления машиной, создавать впечатление надежности конструкции. В настоящее время не используются рулевые колеса с четырьмя крестообразными спицами, а если и применяют четыре спицы, то их располагают Х-образно. Чаще применяют две спицы или одну. При использовании одной или двух спиц форма их должна быть тщательно продумана, ибо, например, малая их толщина может создать впечатление непрочности. Надежность колеса с одной спицей, которая желательна из условий лучшей видимости приборов, может быть подчеркнута окрашиванием ее в светлый, контрастный по отношению к ободу тон.

Тектоничность формы рулевого колеса зависит от правильного построения сочленений его элементов. Радиусы сопряжений должны соответствовать общей функциональной выразительности конструкции и материала. Ступица колеса, являющаяся переходным элементом его к рулевой колонке и далее к плоскости щитка, должна иметь плавный переход к оси рулевого колеса.

Все элементы рулевого колеса должны находиться в стилевом единстве и подчеркивать общий композиционный замысел. Это может быть подчеркнуто выпуклыми (вогнутыми) линиями верхней и нижней кромок щитка приборов и формой спиц. Любым композиционным приемом следует слегка выделить в интерьере обод рулевого колеса, а рулевую колонку как бы растворить в элементах интерьера. Формы рукояток управления и педалей, помимо их проработки с точки зрения функции и эргономики, должны быть выполнены в общем едином стилевом решении всего рабочего места водителя. Это относится и к сиденью. Художественно-конструкторское решение его должно быть теснейшим образом связано с интерьером кабины. Для отделки сиденья могут использоваться однотонные материалы или же комбинации материалов, имеющих различную цветовую гамму и фактуру поверхности. Эстетические качества сидений оцениваются не только их красивым видом, но и тем, насколько хорошо они проработаны эргономически. Они должны обеспечить водителю удобную, уверенную позу и устранять побочные, неприятные ощущения.

На форзаце в конце книги приведены отдельные примеры форм автомобилей.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей