Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Габаритные размеры автомобиля

Габаритные размеры автомобиля определяются с учетом требований, изложенных в начале книги, и требований ГАИ.

На стадии выполнения компоновочного чертежа необходима эргономическая проработка рабочего места водителя и пассажиров. Для этих целей желательно иметь шарнирный макет фигурки человека в масштабе 1 :5.

Шарнирная плоская модель человеческого тела строится по законам соматографии *. В соматографии используются различные схематические фигурки человека, построенные по законам черчения и начертательной геометрии на основе существующих реальных размеров элементов человеческого тела. В специальной литературе по антропометрии можно найти средние значения размеров элементов человеческого тела и отклонения этих значений в меньшую и большую сторону.

Самодеятельный конструктор проектирует автомобиль для себя, поэтому плоский шарнирный макет он строит исходя из своего полного роста. На  2 приведена одна из простых шарнирных моделей. Для ее построения необходимо знать размеры между основными суставными точками человека, которые на  2 даны в буквенном обозначении, и размеры диаметров окружностей, описанных из центров этих суставных точек. Диаметры обозначены цифрами. В табл. 6 приводятся значения размеров в долях от роста человека. Для получения требуемого размера следует перемножить рост человека (в мм) на взятую в соответствующей графе десятичную дробь. Размеры диаметров в таблице даны для построения макета в масштабе 1:10. При построении фигурки в другом масштабе следует пропорционально пересчитать размеры диаметров.

Определив на компоновочном чертеже предварительное расположение основных агрегатов и очертив контуры предполагаемого салона, приступают к проектированию рабочего места водителя. Вначале можно очертить контуры сиденья и рабочего пространства, используя для этого размеры, рекомендуемые на  3. Затем следует скорректировать эти размеры, пользуясь шарнирным макетом фигурки человека, на котором желательно

соединить линиями основные шарнирные точки, имитирующие суставные узлы ( 4). При проектировании рабочего места следует иметь в виду, что сиденье водителя должно иметь устройство, позволяющее регулировать его положение относительно кузова.

В соответствии с требованиями эргономики водитель при работе должен быть размещен таким образом, чтобы так называемые суставные углы обеспечивали ему физиологически оправданную позу, т. е. иметь такое положение, при котором не затрудняется кровоток и не смещаются элементы позвонков. Значения суставных углов для водителей легковых автомобилей должны лежать в пределах, указанных в табл. 7.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей