Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Ходовая часть

Ходовая часть автомобиля включает в себя раму, подвеску, задние и передние мосты, колеса и шины. При описании ходовой части рассматриваются все агрегаты, так или иначе связанные с рамой или несущей частью кузова. Конструкция автомобиля с рамой проста и легко выполнима, поэтому часто встречается в самодеятельном автостроении.

Примером простой рамы может служить ее конструкция на автомобиле «Анюта» Б. Деркачева  ( 44). Сварная рама из труб состоит из двух продольных (лонжеронов) и трех поперечных (траверсы) частей. К двум передним поперечным траверсам крепятся подушки для установки двигателя. К продольным трубам крепятся рессоры передней и задней подвесок.

Более сложную пространственную конструкцию представляет собой рама автомобиля «Мул» С. Хопшаносова ( 45). Часть этой рамы является основой кузова автомобиля.

Рассматривая ходовую часть, очень трудно выделить какой-то один элемент. На  46 показана конструкция шасси небольшого автомобиля «Дружок». Основание рамы сварено из труб 0 20 мм. Элементы передней и задней маятниковых подвесок изгйтовлены из труб 0 40 мм. Дуги, к которым крепится кузов, и кронштейны крепления подвесок выполнены также из труб 0 20 мм.

На  47 представлена схема конструктивного исполнения шасси многомодульного автомобиля «Белка». У этого автомобиля рама хребтового типа представляет собой продольную трубу 5, к которой в передней части приварены проушины 4 крепления

колесная ниша с колодцем для установки пружины задней подвески; 7 — кронштейн крепления рычага задней подвески

передней подвески, а в задней — поперечная труба 7 с проушинами для крепления маятника задней подвески. Передняя и задняя подвески маятникового типа. Передняя подвеска имеет поперечную рессору /, а задняя — продольную рессору 6, укрепленную хомутами на продольной трубе хребтовой рамы.

Самодеятельные автостроители могут использовать идею польского инженера Павловского (Моделист-конструктор, 1968, № 5, с. 40). Он предложил конструировать ходовую часть самоделок из блоков ( 48). Блок передней подвески вместе с рулевым управлением и колесами устанавливается на хребтовую раму коробчатого типа, к которой в задней ее части крепится блок задней подвески и силовой агрегат. Продольный брус рамы может быть различной длины, что позволяет, используя одни и те же блоки агрегатов, создавать автомобили различных модификаций.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей