Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Художественное конструирование автомобилей

Многолетний опыт работы самодеятельных автостроителей показывает, что они весьма свободно обращаются с формами кузовов своих автомобилей, а чтобы скрыть затем уродство формы, «украшают» кузов всякими накладками, еще больше подчеркивающими недостатки. Чтобы этого избежать, любитель должен хотя бы в общих чертах быть знаком с художественным конструированием (дизайном), который является обязательным элементом процесса создания современного промышленного изделия.

Каждое изделие имеет свою форму. Индивидуальность формы особенно четко проявляется у такого изделия, каким является автомобиль. И каждому, кто создает свою конструкцию, хочется, чтобы его автомобиль был не только красивым, современным, но и в чем-то отличался от других, уже существующих моделей. Решить такую проблему можно с помощью художественного конструирования — метода, позволяющего определить форму изделия, которая, в свою очередь, должна раскрыть структурные и функциональные связи отдельных частей изделия, превратив их в единую систему.

Процесс компоновки автомобиля, как уже упоминалось, надо начинать с определения размеров салона, используя требования эргономики. Эргономика позволяет так спроектировать рабочее место водителя и пространство для пассажиров, чтобы автомобиль двигался с максимально возможной скоростью, обеспечивая при этом необходимый комфорт и безопасность водителю и пассажирам.

Помимо удобства посадки водителя и определения зоны досягаемости, что выполняется с учетом его антропометрических характеристик, необходимо определить зону обзорности. На  5 показано, чем ограничивается зона обзорности в вертикальной плоскости. Из кабины водитель может непосредственно видеть участки внешнего пространства в пределах границ, совпадающих с краями оконных проемов и внешними обводами непрозрачных элементов, которые.находятся в поле зрения на фоне оконных проемов. Угол- передней зоны обзорности в плане и границы «мертвых зон», образованные передними стойками окна, показаны на  106. «Слепые» участки передней зоны обзорности создаются не только стойками, но и оперением, капотом, внутренним и внешними зеркалами заднего вида, солнцезащитным щитком. На рисунке также показан угол задней зоны обзорности, которую водитель видит через зеркало заднего вида.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей