Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Компоновка автомобиля

Автомобиль является чрезвычайно сложным по своей конструктивной основе устройством, а поэтому при его создании невозможно обойтись без такого этапа проектирования, как компоновка. При проектировании трудно разграничить отдельные составляющие этого процесса, поэтому в эту главу частично включены вопросы, связанные с художественным конструированием  (дизайном) и аэродинамикой автомобиля.

Что такое компоновка? В своем первоначальном значении она означает создание чего-то целого из отдельных частей. Применительно к автомобилю можно говорить об относительном расположении агрегатов шасси и кузова. От того, какая компоновочная схема будет принята вами, зависят габаритные размеры кузова, его масса, форма кузова, число мест и т. д. Все это, конечно, на первом этапе проектирования выполняется в первом приближении.

При проработке компоновочного решения автомобиля необходимо стремиться к рациональному размещению агрегатов с точки зрения распределения массы по осям, снижения центра масс с целью повышения устойчивости движения автомобиля, обеспечения необходимого пространства для водителя и пассажира.

Прежде чем приступить к компоновке, следует иметь четкое представление о том, для какой цели создается автомобиль. Будет ли он использоваться только для городских поездок или же будет предназначен для более универсального применения? Какое количество мест должно быть в автомобиле? Ибо, как показывает опыт, современные четырех- и пятиместные автомобили чаще всего перевозят одного или двух пассажиров. Будет ли автомобиль повышенной проходимости или он будет эксплуатироваться только на дорогах с твердым покрытием? Будет ли автомобиль использован только для отдыха? А также ряд других условий.

Первоначальная компоновка зависит от учета мест в автомобиле, расположения и типа двигателя, типа кузова. Конечно, в дальнейшем она может корректироваться, но все же первоначальная компоновка будет определять поиск конструктивного решения.

Количество мест определяет размеры салона, габаритные размеры автомобиля и учитывает требования выдвигаемого автором проекта. При любой компоновке следует обеспечить максимум удобств для водителя и пассажиров. Разрабатывая, например, конструкцию микроавтобуса или автомобильной дачи, следует обеспечить рациональное размещение пассажиров не только при движении, но и на стоянке. В спортивных же кузовах очень часто не делают два полноценных ряда сидений. Задний ряд сидений выполняют меньших размеров и предназначают главным образом для перевозки детей. Подобная компоновка называется «2 взрослых и 2 детских» и обозначается 2 -f- 2. Выяснив, сколько мест будет в автомобиле, необходимо провести тщательную эргономическую проработку как рабочего пространства для водителя, так и свободного пространства для пассажиров.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей