Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

контраст и нюанс

Два других понятия: контраст и нюанс — позволяют дизайнеру более успешно решать свои композиционные задачи. Контраст—это противопоставление двух начал. Он делает форму заметной, выделяя ее среди других, активизирует форму. Но в композиции необходимо соблюдать определенную меру и умело пользоваться контрастом, дополняя его нюансной проработкой. Без этого форма может оказаться жестко примитивной. Если форма, лишенная контраста, маловыразительна, то форма, не дополненная тонкими нюансными отношениями, неизбежно окажется грубой.

Членение элементов формы (объемов, поверхностей, линий) с определенной закономерностью создает либо метрический повтор, либо ритм. Метрический повтор — это неоднокр'атное, с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Метрический повтор может быть простым и сложным. Сложный повтор объединяет одновременно несколько метрических поворотов. Однако применение метрического повтора большей частью позволяет подчеркнуть статичность изделия, а поэтому в форме автомобиля его стараются применять редко, хотя в других промышленных изделиях он является хорошим организующим началом.

Чаще используется при формообразовании такое средство, как ритм. Ритм — это постепенное количественное изменение чередующихся элементов. Ритм задает форме активное композиционное движение и помогает художнику-конструктору подчеркнуть динамичность формы и ее композиционное равновесие. При решении формы автомобиля ритм может использоваться как при горизонтальном, так и при вертикальном членении формы.

Следующим средством гармонизации формы является цвет, хотя его значение как средства гармонизации еще мало изучено. Но цвет играет большую роль как в жизни человека, так и в области техники. Цвет используется не только как средство композиции, но и как средство психофизиологического комфорта, а также как средство информации. Он позволяет активизировать другие средства композиции. Им можно подчеркнуть контраст и, наоборот, выполнить нюансную проработку, выделить метрический повтор и подчеркнуть ритм. Цвет — это средство в развитие и дополнение идей композиции. В то же время цвет — одно из самых субъективных средств композиции. Применяя цвет, следует подумать, какое воздействие на форму, он будет оказывать. Неумелое использование цвета может привести к разрушению целостности композиции.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей