Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Кузов автомобиля

В автомобиле нет более дорогого и материалоемкого узла, чем кузов. Он включает в себя большое количество деталей и узлов. Кузов является основным несущим элементом, воспринимающим нагрузку, которая передается ему от колес через элементы подвески. Кроме того, на кузов действуют силы тяжести самого автомобиля, водителя и пассажиров, а также ветер. Кузов подвергается в процессе эксплуатации действию атмосферных осадков, а это важно учитывать при подборе материала для его изготовления. Наряду с этим форма кузова, его поверхность и окраска должны отвечать современным эстетическим требованиям. На кузове не должно быть острых выступающих частей, которые могут нанести травму пешеходам.

В зависимости от того как воспринимаются кузовом действующие на него силы, различают несколько типов так называемых силовых каркасов. Одним из самых распространенных является несущий кузов. Силовым каркасом, воспринимающим нагрузку, являются его панели и коробчатые элементы. Подобный кузов представляет собой пространственную сварную конструкцию из листовой стали толщиной 0,5 ... 0,8 мм. В практике любительского автомобилестроения широкого распространения они не получили из-за необходимости высокого качества сварочных работ, хотя такие конструкции обеспечивают рациональное использование металла. Пример такого кузова показан на  80.

Разновидностью несущего кузова является кузов типа «несущее днище». В нем большая часть нагрузки воспринимается развитыми порогами, поперечинами пола, колесными нишами и подрамником  ( 81).

Другим типом силового каркаса является рама. Промышленность почти не выпускает легковые автомобили с таким силовым каркасом. В любительском автостроении рамные конструкции кузовов   получили   более   широкое   распространение.   Рамы   по

своим конструкциям бывают различными, но в основном подразделяются на лонжеронные ( 82) и хребтовые ( 83). Основным элементом, воспринимающим нагрузки, возникающие при эксплуатации автомобиля, является собственно рама. На кузов же действует только сила тяжести автомобиля, водителя и пассажиров. В таких автомобилях кузов защищен от вибрации, но не придает раме дополнительной жесткости. Однако хребтовая рама обладает большей жесткостью по сравнению с лонжеронной. Хотя рамные конструкции значительно тяжелее несущих, они более просты в изготовлении, а это немаловажный фактор для самодеятельных автоконструкторов.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей