Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

лучи роторов

Как же работает эта конструкция? Электромотор (а может быть, и другой двигатель) через пару конических шестерен вращает с постоянной скоростью в разные стороны два вертикальных ротора, установленных в корпусе. Управление движением осуществляется двумя командными рычагами. Если командные рычаги находятся в вертикальном положении, машина стоит на месте, так как точки пересечения осей вращения колес, а следовательно, и крестовин совпадают с осями роторов. От роторов на крестовины движение передается муфтами ( 175), направляющие которых объединяют кулисные камни как роторов, так и крестовин.

При отклонении командных рычагов в одну сторону эксцентрики перемещаются в противоположную сторону, что вызывает сдвиг крестовин относительно роторов, и через стержни с рычагами шарниры и тяги поворачивают колеса. Но колеса поворачиваются таким образом, что оси их вращения всегда пересекаются в общих точках, расположенных на лучах роторов. Вектор скорости в точке соприкосновения колес с поверхностью раскладывает ся на две составляющие: вектор скорости движения самой машины и вектор вращения колес вокруг оси ротора.

Чтобы колеса находились в постоянном контакте с поверхностью, лучи роторов амортизированы пружинами. Устройство корпуса ротора показано на  176.

При наезде колеса на невысокое препятствие луч ротора этого колеса поворачивается относительно ступицы ротора на сегментах и одновременно перемещается вместе с ними вверх по пазам, которые имеются в ступице. А имеющаяся пружина поглощает удар. Управление аппаратом осуществляется с помощью командного рычага ( 177) путем его отклонения в ту или иную сторону.

Интересная идея была предложена инженером Л. Сухановым. Для транспортных средств, которым не нужны высокие скорости движения, он предложил новый тип движителей, которые назвал траковыми. Для реализации своей идеи он предложил сконструировать дачу-амфибию, которая могла бы сама перемещаться куда угодно ( 178).

В предлагаемой конструкции траковый движитель расположен в центре, устойчивость при передвижении и повороты должны осуществляться за счет четырех колес, свободно вращающихся на своих осях и не имеющих привода. Конструкция самих траков может быть любой. Самое главное здесь, чтобы тяга и сцепление с направляющими обеспечивали самоподъем траков по направляющим на их вертикальных участках. Для амортизации при движении части траков, соприкасающиеся с поверхностью, лучше выполнить в виде надувных подушек.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей