Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

машина повышенной проходимости

Своеобразную конструкцию вездеходной машины предложили конструкторы Казанского молодежного КБ. В конструкции этой машины объединены гусеницы и воздушная подушка ( 135). Гусеницы всегда находятся в зацеплении с грунтом, что обеспечивает устойчивое движение машины по курсу. Около 60... 80% массы приходится на воздушную подушку, которая создается вентилятором, расположенным в кормовой части машины. Сходство с аппаратом на воздушной подушке придает и эластичная юбка впереди и по бортам. Установленные заслонки позволяют перераспределять воздух так, чтобы приподнимать машину с нужной стороны.

Крутящий момент от двигателя ( 136) через цепную передачу передается на два фрикционных вариатора, связанных с гусеницами. Кинематика вариатора обеспечивает передний и задний ход, развороты и бесступенчатое регулирование скорости движения. Герметичный корпус позволяет вездеходу преодолевать и водные преграды.

Оригинальную машину повышенной проходимости сконструировал Э. Мельников, житель деревни Янино Ленинградской области. Это своеобразный моноцикл, известный еще до развития самодеятельного автостроения. Внутри полутораметрового колеса ( 137) по внешнему ободу на подшипниках катится внутренний обод. Движение внутреннего обода осуществляется с помощью двигателя, приводящего во вращение зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с зубьями, нарезанными на внутренней поверхности наружного обода. Двигатель небольшой мощности, так как преодолению сопротивления при качении способствует и масса водителя за счет перемещения центра масс последнего. Большой диаметр колеса позволяет моноциклу легко преодолевать ямы и буераки ( 138).

Некоторые любители создают автомобили, способные передвигаться как по дорогам, так и по воде. Иногда за основу берутся моторные лодки, которые дополнительно оборудуются колесными движителями. Иногда же это обычный микроавтомобиль с водонепроницаемой нижней частью кузова, оборудованный водяным движителем.

Приведем в качестве примера автомобиль-амфибию Ю. Чумичева ( 139). Кузов этой амфибии двухместный полузакрытого типа выполняется аналогично корпусу катеров набором деревянных шпангоутов и стрингеров, обшитых фанерой толщиной 4... 6 мм. Автомобиль имеет трубчатую сварную раму, на которой крепятся передний и задний мосты. Трубы для рамы тонкостенные 0 50 мм. Передний мост от мотоколяски СЗА с небольшими изменениями, которые были необходимы, так как рулевая колонка и рычаги трапеции взяты от автомобиля «Мо-сквич-402». Кроме того, на колеса передней оси были установлены тормоза. Задний мост от мотоколяски СЗА с качающимися поперечными рычагами и элементами подвески мотоцикла «Ява».

Двигатель «Ява-350» установлен сзади на сварной трубчатой раме. Охлаждение осуществляется вентилятором, отсасывающим воздух от цилиндров и картера. Забор воздуха происходит через жалюзи крышек моторного отсека. Бензобак также расположен в моторном отсеке и топливо к карбюратору поступает самотеком. Крутящий момент от мотора к раздаточной коробке передается цепной передачей. Цепная передача также передает крутящий момент от раздаточной коробки к дифференциалу. Передаточное число силовой передачи 5,9. Натяжение цепных передач осуществляется с помощью промежуточных звездочек.

По воде амфибия передвигается с помощью гибкого винта, вращение которому передается от раздаточной коробки. Наибольшая скорость по шоссе 64 км/ч, по воде до 7 км/ч.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей