Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

мастер-модель

Если же кузов предполагается изготавливать из стеклопластика, то необходимо изготовить мастер-модель (модель в натуральную величину) из пластилина или гипса. Для этого желательно использовать скульптурный пластилин, но если его нет, можно его изготовить самостоятельно. Для этого берется детский пластилин, плавится в воде и к нему добавляется парафин или стеарин в пропорции от 1 :5 до 1 :7. В целях экономии пластилин или гипс наносят на изготовленную из дерева болванку.

Изготовив макет в натуральную величину, можно по шаблонам с плазового чертежа отработать поверхность модели в соответствии с замыслами конструктора.

Мастер-модель можно изготовить и не прибегая к вычерчиванию плазового чертежа. Но для этого необходимы две П-образ-ные рамки, одну из которых изготавливают в масштабе модели, а другую в натуральную величину. Размеры рамок по высоте и ширине должны быть такими, чтобы модель, а следовательно, и будущий макет кузова свободно проходили в эти «ворота». Далее следует обеспечить возможность перемещения рамок в горизонтальной плоскости по специальным направляющим, на которые наносят риски с шагом 200 мм, соответствующим шагу плазового чертежа. Теперь, точно выдержав размеры и масштабные соотношения рамок, будет несложно перенести контуры кузова с модели на мастер-модель, минуя фазу плазового чертежа. Это несколько упрощает отработку поверхности кузова.

Если кузов изготавливается из дерева (фанеры), он может иметь каркас из дерева или из металлических труб. При этом используются бук, клен, ясень, дуб, которые можно заменить более дешевыми породами: лиственницей, березой, сосной. Древесина должна быть хорошо просушена, ибо только в этом случае можно избежать последующего коробления, ослабления соединений, расшатывания гвоздей и шурупов. Детали из хорошо выделанной древесины лучше поддаются обработке и склеиванию, хорошо сохраняют форму. Пример такой конструкции изображен на  85.

Заготовленные детали каркаса соединяются между собой стыковыми соединениями: вполдерева, симметричными шиповыми и на шкантах. Затем эти соединения обязательно склеиваются. Для склеивания применяется столярный, бакелитовый и казеиновый клеи или любой другой, предназначенный для склеивания древесины. Казеиновый члей лучше, но для повышения его водостойкости в него добавляют известь. Сильно изогнутые детали выполняются составными.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей