Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Недостатки электромобиля

Недостатки электромобиля, связанные с небольшой удельной мощностью, а также длительное время зарядки заствляют искать либо    новые    источники    энергии,    либо    создавать    гибридные

конструкции, объединяя электропривод с двигателями внутреннего сгорания, или же подключать другие источники механической энергии. Одним из таких гибридов является электромобиль с электроприводом и маховичным двигателем.

В этой машине объединены электрический источник электроэнергии (аккумуляторы) и механический (супермаховик, вращающийся с большой скоростью). Аккумуляторы используются на дорогах с небольшими уклонами, где требуется движение с постоянной скоростью. На дорогах со значительными подъемами и спусками при разгоне и торможении в качестве двигателя используется маховик. Таким образом у этого электромобиля пробег увеличивается почти в два раза.

Однако в качестве силового агрегата может быть просто использован маховичный двигатель. Схема автомобиля с таким двигателем изображена на  167. Силовой агрегат, подробная схема которого показана на  168, состоит из маховика, посаженного на вал с натягом и зафиксированного на нем стопорным болтом. Маховик заключен в кожух, свободно вращающийся на этом же валу. Вал опирается на сферические самоустанавливающиеся подшипники, которые могут перемещаться по направляющим. Это необходимо, чтобы осуществить прижим

фрикционов к колесам. Колеса на оси сидят свободно. Для отвода фрикционов от колеса существуют возвратные пружины. Разные диаметры фрикционов позволяют получить у автомобиля две скорости.

На валу помещено разгонное зубчатое колесо с обгонной муфтой. Оно передает вращение только в сторону разгона маховика. Разгонное колесо должно быть достаточно узким с модулем зуба 2...3 мм. Оно необходимо, если раскрутка маховика будет производиться от встроенного двигателя. От внешних источников разгон можно производить, используя фрикционы.

При встроенном двигателе (см.  167) используется электродвигатель универсального типа с приводом от электросети. Для рассматриваемого небольшого автомобиля достаточен двигатель мощностью 600 Вт. Подвод напряжения осуществляется через штепсельный разъем с тщательной изоляцией проводов. На валу электродвигателя, размещенного на своеобразной рычажной подвеске, через муфту скольжения установлена шестерня в 3...4 раза шире разгонного колеса. Передаточное число этой передачи рассчитывается исходя из 6000 об/мин маховика и частоты вращения разгонного электродвигателя.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей