Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Общее эргономическое требование

При размещении органов управления и средств отображения информации обязательно должны учитываться физиологические и психофизиологические особенности человека. Главным из органов управления является рулевое колесо. Оптимальное его положение зависит от суставных углов водителя во время управления. Руки должны быть согнуты в локтях под углом 115 ... 130°, а наклон плеча к вертикали составлять 35...40°. Рулевое колесо должно располагаться в зоне досягаемости с углом наклона его к горизонту 45...70°.

Общее эргономическое требование: наиболее часто используемые органы управления должны размещаться в зоне видимости и в наиболее удобной оптимальной рабочей зоне; другие органы управления должны размещаться обязательно в зоне досягаемости и по возможности в зоне видимости.

Требования эргономики учитывают и биомеханические характеристики человека. Полный ход рукоятки ручного тормоза должен лежать в пределах 150 мм, а предельное усилие на ней— 18 Н. Усилие на рукоятке переключения передач — 6 Н. Расстояние от рукояток, рычагов переключения передач и стояночного тормоза в любом положении до других элементов кабины должно быть не менее 40 мм. Расстояние рукояток, прочих рычагов до опорной поверхности сиденья должно быть не менее 230 мм. Расстояние между рулевым колесом и любыми деталями кабины— не менее 100 мм.

Удобство управления во многом зависит от ножных органов управления — педалей. Конструкции гидравлических тормозов и сцеплений таковы, что к педалям, приводящим их в действие, требуется приложить значительные усилия. На педали сцепления, например, максимальное усилие достигает 294 Н, а на педали тормоза при экстренном торможении оно может быть еще больше. В то же время на педалях, обеспечивающих следящее действие, например на педали управления дроссельной заслонкой (в дальнейшем — педаль газа), усилие должно быть не менее 40...45 Н.

Размещая педали, следует учитывать уже сформированные у человека действия по управлению, их стереотип, а также требования ГОСТ 24350—80. Согласно ему педали должны располагаться в следующем порядке (слева направо): педаль сцепления, педаль рабочего тормоза, педаль газа ( 107). При этом их расположение должно исключать возможность непроизвольного нажатия не той педали.

Начальное положение педали газа должно быть таким, чтобы суставный угол в голеностопном суставе правой ноги был 87...90°. В крайнем положении педали он не должен превышать 110°.

При работе ногой суставный угол в тазобедренном суставе по отношению к исходному не должен увеличиваться более чем на 9... 10°. Угол же в коленном суставе не должен быть более 120°, а в голеностопном 90... 110°.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей