Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

ограждение воздушной подушки

Очень важным элементом АВП является гибкое ограждение воздушной подушки. Его необходимо изготовлять из прочных технических тканей, огнестойких и устойчивых к атмосферному влиянию и влажности. При его изготовлении необходимо помнить, что давление воздуха распределяется равномерно во всех направлениях, а поэтому ограждению в надутом состоянии придавать форму цилиндрической или сферической поверхности. Для крепления оболочки к корпусу следует применять металлические планки, равномерно прижимающие ее с помощью болтов к поверхности корпуса.

Во многих перспективных конструкциях самоходных машин вместо колес и гусениц используются другие виды движителей. Стали, например, создаваться транспортные машины со шнеко-выми движителями. Такие машины оказались хорошо приспособленными для движения по снегу и заболоченной местности. Движители шнекового типа обеспечивают проходимость там, где транспортные средства с другими движителями не могут пройти. Наиболее перспективными оказались машины, у которых вся масса машины распределяется между двумя винтовыми движителями и передними управляемыми лыжами, причем такие конструкции, у которых в качестве движителей используются цилиндры большого диаметра с трех- или четырехзаходной навивкой рабочего ребра.

Из конструкций, созданных любителями, можно отметить шнекоход П. Гаврилова из Темир-Тау, созданный на базе автомобиля «Победа» ( 170), и шнеконарты «Краб-1» П. Олейни-ка из поселка Зареченска Мурманской области ( 171). Движителем последнего является цилиндрический барабан 0 320 мм и длиной 1,5 м с тремя спиралями зацепов, сдвинутых относительно друг друга на 120°. Шаг зацепов 450 мм. Движитель закрепляется на раме, которая передней частью шарнирно соединяется с силовым узлом П-образного выреза. Шнек приводится в движение от двигателя Иж-56 через редуктор, изготовленный из заднего моста инвалидной коляски. Шарнирное крепление шнека позволяет его раме совместно с двигателем перемещаться в вертикальной плоскости, обеспечивая лучшее сцепление с дорогой при движении по ее неровностям. Передняя управляемая лыжа имеет мягкую рессорную подвеску и ограничители в виде резиновых подушек.

Значительную теоретическую и исследовательскую работу по созданию отечественных шнекоходов проделала лаборатория снегоходных машин Горьковского политехнического института им. А. А. Жданова. Был разработан целый ряд легких шнековых машин. Испытания одной из них—ГПИ-16Р ( 172) показали, что она устойчиво движется по снегу глубиной от 200 до 800 мм, преодолевая заструги высотой до 400 мм. На шнекоходе установлен двигатель «Иж-Планета» мощностью 8,8 кВт. В качестве движителя на нем применен винтовой барабан диаметром 300 мм, и шагом зацепов винтовой линии 840 мм, что соответствует углу подъема винтовой линии 42°. Зацепы выполнены в форме трапеции с основанием 35 мм и углом при вершине 20°. Длина барабанов шнекохода, включая передний и задний конусные участки, 1650 мм. Число витков на барабанах 3, высота зацепов 50 мм.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей