Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

пневмоход

Своеобразный пневмоход был создан в кружке при Доме культуры Московского отделения окружной железной дороги. Принцип работы колеса такого пневмоцилиндра показан на  181. В камеру колеса, заглушённого с одного конца, подается воздух под давлением. Другой конец этой камеры открыт. В месте контакта колеса с дорогой создается своеобразная подушка (пневматический клин), которая заставляет колесо проворачиваться до тех пор, пока оно не повернется на один оборот и из камеры через свободный конец не выйдет воздух. Небольшую часть оборота колесо проходит по инерции, после чего вновь образуется пневматический клин и колесо повторит свой цикл — сделает еще один оборот. Созданный образец пневмохода развивал скорость до 10 км/ч. Машины с подобными колесами могли бы при использовании в них инертных газов найти применение во взрывоопасных и пожароопасных помещениях.

А если взять не колесо, а ленту с поперечными камерами, движения ленты не передавались автомобилю, между лентой и корпусом размещают своеобразные амортизаторы — баллоны с жидкостью. Распределение воздуха по каналам, впуск его и выпуск осуществляются специальным роторным распределителем. Скорость движения машины будет находиться в прямой зависимости от вращения ротора распределителя.

Множество различных идей воплощают самодеятельные конструкторы. Вот пример одной машины, возникшей в результате попытки сделать «безопасный автомобиль». Швед Милютин Драгик из предместья Стокгольма создал двухколесный экипаж, напоминающий среднеазиатскую арбу ( 183). Взяв два больших тракторных колеса, он соединил их осью, на которую подвесил платформу, служащую ему салоном. В этой своеобразной кабине он разместил мотоциклетный руль и двигатель, топливный бак и кресло водителя. От ведомого вала на два колеса сделал цепную передачу.

Управляется машина притормаживанием или полной остановкой одного из колес. Упругие шины и свободное раскачивание кабины гасят удар при столкновении с препятствием. Однако стремление конструктора к безопасности свело на нет другие преимущества, присущие автомобилю. В этой машине нет места для багажа и пассажиров, а также недостаточен комфорт для самого водителя. Но безопасность машины Драгик продемонстрировал, направив ее со скоростью 12 км/ч в стенку. Столкновение прошло благополучно как для конструкции автомобиля, так и для самого водителя.

В момент зарождения транспортных средств человек не оставлял мысли создать шагающий автомобиль и другие самодвижущиеся экипажи. Сложность механических передач, обеспечивающих кинематику движения и сложность управления гидравлическими системами не приводили к желаемым результатам. Появление небольших компьютеров, используемых для управления движением, позволяет надеяться, что эта задача будет решена. В этом направлении пробуют свои силы и самодеятельные конструкторы. Примером такой конструкции может служить шагающая машина, созданная американцем Сазерлендом. Машина имеет шесть ног, которые приводятся в действие гидравлическим приводом. Управление движением ног осуществляется микропроцессором. Источником энергии является двигатель внутреннего сгорания мощностью 18 л. с. Расчетная скорость 4 км/ч.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей