Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

положение центра масс в поперечной плоскости

Аналогично, если потребуется определить положение центра масс в поперечной плоскости, следует взвешивать колеса правой стороны и левой. Но так как автомобиль, если посмотреть в плане, представляет собой симметричную конструкцию, то с некоторым допущением можно принимать, что центр масс в продольной и поперечной плоскостях совпадает.

Угол а можно измерить непосредственно, используя отвес, объединенный с транспортиром. При подъеме автомобиля следует отметить, на какой угол отклонится нить отвеса от своего первоначального положения. Положение центра масс проверяется графически. При этом чем больше масштаб чертежа и чем точнее будет измерен угол, тем большую точность мы получим.

Зная высоту центра масс, можно определить предельную устойчивость при боковом опрокидывании графическим способом ( 119). Она характеризуется углом опрокидывания:

где р — угол опрокидывания, град; В — ширина, м; h — высота центра масс, м.

По требованиям ГАИ предельная устойчивость не должна превышать 40°. Зная, что tg 40° =0,84, можно определить максимально возможную высоту центра масс.

Для определения радиуса поворота потребуется широкий участок асфальтированного шоссе. Для этого необходимо нанести на протекторы меловую черту, затем, повернув рулевое колесо до отказа, на малой скорости описать круг и измерить радиус полученного круга по отметкам переднего внешнего относительно радиуса поворота колеса. Это и будет наименьший радиус поворота автомобиля. Зная этот радиус поворота, можно графически ( 120) определить габаритный радиус поворота по крайней внешней точке оперения или переднему буферу, а также внутренний габаритный радиус поворота по заднему крылу автомобиля.

Для определения динамических и тормозных характеристик автомобиля необходимо найти горизонтальный прямолинейный участок дороги с хорошим асфальтовым или асфальтобетонным покрытием и малой интенсивностью движения. Длина этого участка должна составлять 800 .. .3000 м. Желательно, чтобы по сторонам этого участка были лесопосадки, что исключит влияние бокового ветра. По возможности, этот участок лучше выбирать так, чтобы на нем не было поперечных уклонов и пересечений.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей