Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

приборная доска и основные органы управления

На  101 изображены приборная доска и основные органы управления спортивного автомобиля «Спорт-750». На  102 изображена часть салона самодельного автомобиля с размещением в нем основных органов управления и контрольных приборов.

Количество приборов на приборной доске определяется потребностью управления автомобилем и контроля за его работой. Самый главный прибор, который применяется на всех самодельных автомобилях, кроме детских,— спидометр. Если на приборном щитке всего один прибор, то это, конечно, спидометр. На серийно выпускаемых автомобилях вторым по важности является указатель уровня топлива. Затем идет термометр для контроля температуры охлаждающей жидкости. Иногда этот прибор заменяется контрольной лампочкой. Дальше идут указатель давления масла,   амперметр,   тахометр  и   указатель  температуры   масла.

Тахометры чаще всего устанавливаются на спортивных машинах, имеющих форсированный двигатель. Для лучшего контроля за работой двигателя устанавливают указатели давления и температуры масла. Амперметр позволяет судить о работе аккумулятора.

Композиция приборной доски будет зависеть от того, какие приборы будут у автомобиля, а также от формы передней части салона. В свою очередь изящно оформленный приборный щиток будет сам оказывать влияние на композицию всей машины. Вместо надписей на кнопки управления можно нанести условные обозначения ( 103).

Современные достижения науки и техники позволяют совершенствовать приборы контроля и сигнализации, сделать процесс предъявления информации водителю более активным, устранить ненужную в данный момент информацию, отвлекающую водителя. Водитель должен воспринимать показания только тех приборов, которые дают ему информацию, необходимую в данный момент. Предпринимаются попытки, используя достижения микроэлектроники, создать так называемый активный щиток. На этом щитке, когда автомобиль работает нормально и все его агрегаты — в требуемом режиме, четко выделяются показания спидометра и индикатора, сигнализирующего о нормальной работе всей системы. Если же какой-либо агрегат системы вышел из требуемого режима, на приборном щитке высвечиваются показания приборов, информирующие водителя о состоянии этой системы. При неисправностях в самом щитке водитель должен получить информацию об этом. Такой активный щиток позволяет подавать водителю большое количество информации, уменьшая при этом информационную нагрузку.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей