Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

приемы пассивной безопасности

Как же все-таки обезопасить водителя, если наезд или столкновение   произошли?   Для  этого   используются   различные приемы пассивной безопасности. Для смягчения удара, уменьшения инерционных нагрузок делают менее прочными переднюю и заднюю части автомобиля. Пространство же, где размещаются люди, защищают более жестким каркасом ( 93). У автомобилей рамной конструкции ослабляют лонжероны и поперечины, применяя, например, хрупкие материалы, которые в первую очередь деформируются или разрушаются при ударе.

При переднем расположении двигатель устанавливают на специальной рычажной подвеске для исключения его перемещения при ударе в салон. Поэтому при ударе двигатель опускается под пол кузова.

Большую опасность для водителя представляют жесткие рулевые валы. При встречных столкновениях картер рулевого управления вместе с рулевой колонкой смещается в сторону водителя. Тело водителя деформирует рулевое колесо и приходит в соприкосновение с его ступицей и рулевым валом. Поэтому для защиты водителя от травм ступицы рулевого колеса делаются большого диаметра и покрываются упругими оболочками. Энергию удара также поглощают мягкие накладки рулевого колеса и энергопоглощающие элементы  (сильфоны).

В автомобилях применяют так называемые безопасные рулевые валы. Конструкция их весьма разнообразна. Это могут быть рулевые валы с карданами. Помимо обеспечения пассивной безопасности такие валы позволяют водителю удобнее садиться и выходить из автомобиля, так как могут отклоняться в сторону. В рулевую колонку или рулевой вал встраиваются защитные элементы, поглощающие кинетическую энергию, а также разрушающиеся или деформирующиеся в результате больших нагрузок. Примером может служить рулевое управление автомобилей «Москвич» и ГАЗ-24 «Волга».

Энергопоглощающие элементы, соединяющие две части рулевой колонки, выполнены в виде или упругих пластин, или гофрированной сетки, или же с использованием стальных шариков, помещенных между внутренней и наружной телескопическими трубами. При перемещении труб вдоль оси такие шарики вдавливаются в их стенки.

Наиболее простым и эффективным средством, уберегающим людей от перемещения при столкновениях, являются ремни безопасности. По законодательству многих стран, в том числе и нашей, их установка на автомобилях обязательна.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей