Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

бензоэлектростанции

В качестве источника энергии можно использовать маломощные бензоэлектростанции или же создать свою конструкцию, объединив двигатель внутреннего сгорания с несколькими автомобильными генераторами. Перемещение траков по направляющим происходит при подаче напряжения на последние. Конструктивная схема движителя показана на  179.

Для амфибии водоизмещение должно быть рассчитано таким образом, чтобы нижняя часть направляющих находилась в воде, а  верхняя  над водой.  При  этом  опорные элементы движителя

будут работать как весла и переход от движения по суше к перемещению по воде не потребует никакой дополнительной подготовки.

Прикрепив к замкнутой ленте надутые резиновые подушки, получим пневматические гусеницы. Давление воздуха в подушках низкое и при достаточно большой площади соприкосновения их с поверхностью они оказывают слабое давление на грунт, но в то

же время являются хорошими амортизаторами. Вездеходы с такими гусеницами обладают хорошей проходимостью и могут преодолевать водные преграды, так как подушки являются одновременно поплавками.

А если снабдить подушками колесо и поочередно выпускать из них воздух, а затем вновь надувать, колесо покатится. Такое колесо предложил инженер из Чехословакии Ю. Мацкарле. В ту подушку (камеру), которая в данный момент опирается на дорогу, подают давление. Подушка увеличивается в объеме и, оказавшись позади колеса, продвигает его на шаг. На место этой подушки подходит другая, которая также, раздуваясь, подвигает колесо еще на шаг. По мере подъема камер по колесу при его проворачивании давление в них с помощью золотников распределителя уменьшается.

Однако у такого колеса был недостаток. Оно не могло преодолевать неровности на дороге. Усовершенствование, которое внесли советские ученые, поставив между подушками и осью колеса пневмоцилиндры со штоками в виде колесных спиц, помогло устранить этот недостаток и повысить проходимость машин с такими колесами. Пневмоцилиндры-спицы в момент подачи сжатого воздуха удлиняются и отталкиваются от поверхности. Схема такого колеса показана на  180. Это как бы новый вариант мотор-колеса. Для приведения в движение машины, оборудованной подобными колесами, потребуется компрессор. Такое колесо собственно и не катится, а как бы переступает с одной подушки на другую. Получается транспортное средство со своеобразными шагающими колесами.

Многолетние эксперименты, проведенные в Чехословакии, показали, что шагающему колесу предстоит большое будущее. Автомобиль, оборудованный двенадцатью подушками на каждом колесе, оказался отличным вездеходом и показал чудеса маневренности.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей