Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

пример внешней характеристики двигателя

На  13 показан пример внешней характеристики двигателя. График изменения мощности можно построить в зависимости не от частоты вращения коленчатого вала двигателя, а от скорости движения автомобиля. На  14 показаны примерные внешние характеристики некоторых мотоциклетных двигателей.

Уравнение тягового баланса автомобиля можно заменить мощностным балансом, если вместо сил учитывать, какая мощность потребуется для преодоления того или иного сопротивления движению. Потребная мощность всегда меньше развиваемой. Умножив мощность Л/е, развиваемую двигателем, на коэффициент полезного действия трансмиссии автомобиля, получим кривую изменения мощности на колесах автомобиля NT. Коэффициент полезного действия для легковых автомобилей принимается в пределах 0,90 . . . 0,92. Если в конструкции автомобиля будут применены самодельные агрегаты трансмиссии, то КПД может достигать значения 0,85.

На  15 приведен примерный мощностной баланс автомобиля на прямой передаче. Нижняя кривая на графике представляет собой изменение мощности, необходимой для преодоления сопротивления качению в зависимости от скорости движения автомобиля. Вторая кривая представляет собой суммарную мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивления воздушной среды. На графике видно, что имеется точка, где суммарная мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивлений движению, равна мощности на колесах автомобиля, т. е. вся мощность, подведенная к колесам, затрачивается только на преодоление сопротивления качению и воздуха. Эта точка соответствует максимальной скорости, которую может достичь данный автомобиль при равномерном движении на горизонтальном участке дороги. На скоростях меньше максимальной у автомобиля есть запас мощности, которую он может расходовать на разгон и на преодоление подъемов.

Теория автомобиля позволяет, зная, на какой дороге будет эксплуатироваться автомобиль и какую скорость желательно при этом иметь, определить необходимую мощность двигателя. И наоборот, зная мощность двигателя, принятого для конструирования, определить, какой максимальной скорости движения достигнет автомобиль.   .

Здесь полужирным шрифтом выделено условное обозначение ширины профиля в дюймах или миллиметрах; жирным — условное обозначение посадочного диаметра шины в дюймах, а число 70 обозначает отношение высоты профиля к ширине (%).

Зная диаметр обода Д„б и ширину накачанной шины В, через коэффициент профиля шины /Сш можно рассчитать наружный диаметр Днар = ДОб + 2/(шВ, принимая для обычных шин Кш = = 0,9 . . . 1,05, для широкопрофильных /Сш = 0,4 . . . 0,9; для низкопрофильных /Сш = 0,6 . . . 0,78.

Размеры шин связаны с размерами колес, о чем будет сказано дальше.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей