Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Рама хребтового типа из труб

Рама хребтового типа из труб применена в конструкции автомобиля «Мини-Валга» ( 49). Сама хребтовая балка рамы сварена из трубы 0 78 мм, а остальные ее детали из труб 0  52, 33 и 22 мм.

Конструкция рамы иногда видоизменяется и переходит в трубчатый каркас, например у автомобиля «Колобок» ( 50), или в более сложную конструкцию, например у автомобиля «Малютка» ( 51), где такая пространственная рама значительно повышает жесткость кузова.

Рама может быть изготовлена не только из труб, но и из проката различного профиля. Примером может служить конструкция рамы автомобиля «Магна» ( 52), где наряду с трубами 0  4, 26, 21 мм используются уголки толщиной 4 мм.

Таким образом, для изготовления рам можно применять трубы диаметром от 21 до 78 мм при толщине стенок 2 ... 3 мм или профильный прокат толщиной 4 ... 5 мм с шириной полок до 40 мм. Если прокат трубчатого сечения, то толщина стенок возможна и меньше 2 мм. Применяются трубы и прокат из стали марок 25, 30.

Продольные брусья (лонжероны) соединить с поперечными (траверсами) лучше сваркой. Если конструкции будут клепаными, то диаметр заклепок должен быть не менее 8 мм. Для придания жесткости в местах соединений устанавливаются косынки. Роль подобных косынок могут выполнять панели кузова, соединяемого с рамой.

Конечно, конфигурация и конструкция рамы будут определяться принятым типом передней и задней подвесок, а также размещением некоторых других агрегатов автомобиля. Иллюстрировать это можно, рассматривая полностью ходовую часть с размещенными на ней агрегатами (шасси). Возьмем для примера шасси автомобиля «Муравей» ( 53). Вагонная компоновка автомобиля потребовала расположить все управление в передней части, а силовую установку в задней. Подвеска передних и задних колес представляет собой продольные качающиеся рычаги, аналогично переднему мосту мотоколяски СЗА. Обе подвески независимые с торсионными элементами. Для гашения колебаний передняя подвеска имеет гидравлические телескопические амортизаторы двухстороннего действия. Такие же амортизаторы и у задней подвески. Колеса дисковые штампованные от мотоколяски СЗА с шинами 5.00-10.

Конструкции переднего ( 54) и заднего ( 55) мостов автомобиля «Малютка» хорошо видны из рисунков. Рама этого автомобиля была рассмотрена ранее  (см.  51).

Более сложной получается конструкция переднего моста у автомобиля с приводом на передние колеса. Приходится применять четыре карданных шарнира, например, как у автомобилей повышенной проходимости Горьковского и Ульяновского автозаводов. Принципиальная схема такого моста показана на  56. Подвеска колес независимая с разрезной осью и двумя П-образными рычагами. Она может быть торсионная, как показано на рисунке, или пружинной с гидравлическими амортизаторами. В распространенных сейчас конструкциях переднеприводного автомобиля получает распространение подвеска типа «мак-ферсон» («Москвич-2141», ВАЗ-2108), изображенная на  57. В самодельных автомобилях могут применяться как зависимые подвески, когда перемещение одного колеса в поперечной плоскости передается другому колесу, так и независимые, при которых непосредственная связь колеса с другим отсутствует.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей