Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Расположение сиденья по длине карта

Расположение сиденья по длине карта должно быть таким, чтобы посадка гонщика при полусогнутых ногах была удобной и не затрудняла управление педалями. Кроме сиденья, удобную посадку гонщика обеспечивает конструкция рамы. Согнутые в коленях ноги гонщика обычно опираются па стойки верхней опоры вала руля. Окончательно удобство посадки определяется экспериментально, а поэтому закрепление положения сиденья на раме карта лучше всего производить после проверки удобства посадки гонщика.

Рама карта обязательно должна быть цельнометаллическая. По конструкции рамы бывают двух типов: пространственные (ферменные) и плоские. Первые получили большее распространение.

Верхняя стойка руля и боковые элементы рамы, как уже отмечалось, должны обеспечивать удобное положение ног гонщика. Продольные лонжероны рамы соединяются несколькими поперечинами. На концах передней поперечины укрепляются опоры поворотных кулаков передней оси. На задней поперечине устанавливаются гнезда для подшипников задней оси. Одна из средних поперечин служит основанием для установки сиденья.

При изготовлении рамы особое внимание следует уделять одинаковому расстоянию между центрами осей передних и задних колес правой и левой сторон карта, а также строгой перпендикулярности осей основных поперечин продольным лонжеронам рамы. Поэтому перед окончательной сваркой рамы, прихватив ее заготовленные элементы, следует произвести выверку собранной конструкции. И только после обеспечения перпендикулярности элементов и точности размеров базы колес обеих сторон можно произвести окончательную сварку.

На конце рулевого вала обычно устанавливается рычаг (сошка), который с помощью шарнирного соединения и рулевой тяги соединен с одним из рычагов поворотных кулаков. Соединение поворотных рычагов на поворотных кулаках осуществляется поперечной рулевой тягой, которая вместе с поворотными рычагами образует рулевую трапецию. Рулевая трапеция строится так же, как у микролитражных автомобилей. Все элементы рулевой-i рапеции необходимо расположить под полом так, чтобы ее нижние точки не оказались ниже любой точки рамы карта, определяемой по указанному выше методу. В конструкции рулевого управления можно применять разрезную поперечную тягу, когда на конце рулевого вала устанавливаются два рычага (две сошки). Только в этом случае построение трапеции сложнее и ее кинематику обязательно надо проверить на чертеже.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей