Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

размещение силового агрегата

Следующий этап — размещение силового агрегата. Выбор силового агрегата и расчет трансмиссии будет изложен в последующих разделах книги, поэтому в данной главе мы остановимся лишь на отдельных компоновочных решениях в зависимости от размещения двигателя. В зависимости от типа привода и расположения двигателя различают следующие виды компоновки.

По так называемой классической компоновке построено наибольшее количество не только самодельных автомобилей, но и выпускаемых промышленностью. В такой компоновке двигатель размещен в передней части автомобиля, а ведущими являются колеса задней оси. К преимуществам данной компоновки относятся возможность получения более одинаковых масс, приходящихся на переднюю и заднюю оси, высокие ходовые качества, возможность использования готовых узлов серийных автомобилей. К недостаткам следует отнести нерациональное использование пространства кузова из-за большого пространства, занятого двигателем и карданом, проходящим через весь кузов по середине пола салона.

Второй по распространенности является переднеприводная компоновка, при которой передние колеса являются одновременно ведущими и управляемыми. К несомненным достоинствам данной компоновки следует отнести высокую устойчивость при движении, низкие механические потери в трансмиссии вследствие более короткого силового потока, более полное использование пространства кузова (его салона). К недостаткам следует отнести более сложную конструкцию узла двигатель — коробка передач, разгрузку передних колес при трогании. Опыт последних лет в самодеятельном автостроении показывает, что любители чаще стали прибегать в своей конструкции к такому типу компоновки.

Ее использовали, например, в своем автомобиле Д. Парфенов и Г. Хаинов из Ленинграда.

Третьим типом компоновочного решения являются автомобили с расположенным сзади двигателем. Такая компоновка получила распространение среди любителей самодеятельного автостроения благодаря использованию агрегатов автомобиля «Запорожец». Достоинством подобной схемы является хорошая загруженность ведущих задних колес, возможность более рационально спроектировать салон. К недостаткам относятся меньшая масса, приходящаяся на переднюю ось, что приводит к ухудшению управляемости автомобиля.

Как частный случай заднемоторной компоновки может быть названа среднемоторная компоновка. Подобная компоновка получила распространение на спортивных автомобилях, так как такое расположение двигателя нагружает задние колеса, а также обеспечивает лучшую устойчивость. Двигатель в этом случае находится в середине кузова перед задней осью или над ней.

Недостатком подобной компоновки является размещение двигателя внутри салона, что увеличивает шумовой фон и тепловыделение в салоне. В спортивных автомобилях эти недостатки перекрываются определенными преимуществами.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей