Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Рулевое управление и тормозная система

Рулевое управление и тормозная система — один из важнейших агрегатов, обеспечивающих безопасность движения и легкость управления автомобилем. К конструкции их следует отнестись со всей серьезностью. Только в этом случае созданный автомобиль будет уверенно двигаться в общем потоке дорожного движения с достаточно высокой скоростью и необходимой маневренностью. Учитывая важность этих элементов для автомобиля в технических требованиях к легковым автомобилям, изготовляемым в индивидуальном порядке, указано, что детали и агрегаты рулевых управлений и тормозных систем должны быть от автомобилей заводского изготовления, так как стандартные узлы и детали обладают необходимой прочностью и надежностью.

К рулевому управлению предъявляются следующие требования. Оно должно обеспечивать движение автомобилю в соответствии с направлением, заданным водителем. Правильность движения управляемых колес не должна нарушаться ни при изменениях положения их в результате подрессоривания, ни под действием неровностей и поперечного уклона дороги, бокового ветра, изменения коэффициента сцепления и сопротивления качению на колесах одной стороны по отношению к другим.

Несоответствие кинематики рулевого привода и подвески может явиться причиной колебаний управляемых колес и ухудшить управляемость автомобиля. Во избежание этого рулевой механизм размещают на подрессоренной части шасси и так располагают продольную рулевую тягу от сошки до переднего колеса, чтобы при любом движении колес она подвергалась наименьшим осевым перемещениям.

В современных автомобилях, включая самодельные, управляемыми  колесами   в  подавляющем  большинстве  выполненных конструкций являются передние. Но намечается тенденция сделать управляемыми все колеса, что в значительной мере повысит маневренность автомобиля и его устойчивость при поворотах на больших скоростях. Для обеспечения раздельного поворота каждого колеса вокруг своего центра поворота ( 74) колеса устанавливаются на поворотных цапфах. Поворот передних управляемых колес на разные утлы аир дает возможность катиться им по своим окружностям без проскальзывания. Чем круче поворот, тем больше разница между углами, на которые колеса должны быть повернуты. Такая кинематика обеспечивается специальным четырехзвенным механизмом — рулевой трапецией. У автомобилей, имеющих балку передней оси, рулевая трапеция образуется самой балкой, рычагами поворотных цапф и поперечной рулевой тягой. Такое рулевое управление называется нераздельным. При независимой подвеске передних управляемых колес применяется раздельный привод рулевого управления. В нем рулевая трапеция образуется поперечиной кузова, рычагами поперечных тяг и составной поперечной тягой, соединенной с маятниковым рычагом.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей