Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Штурвал управления (рулевое колесо)

Штурвал управления (рулевое колесо) изготавливается из трубы и может иметь как форму обыкновенного автомобильного рулевого колеса, так и более упрощенную форму в виде части окружности, но обязательно с замкнутым контуром. Следует помнить, что рулевое управление велосипедного типа не допускается; оно обязательно должно иметь форму штурвала. Плечо рулевого колеса (штурвала управления) должно быть не меньше 200 мм. Рулевой вал достаточно установить в двух скользящих подшипниках, располагаемых по возможности ближе к нижнему и верхнему его концам. Эти подшипники можно изготовить из капрона или какой-либо пластмассы.

Шарнирное соединение тяг и рычагов рулевого управления выполняется довольно просто. К концу тяг на стержень привариваются проушины. Стержень необходим для того, чтобы сделать узел регулировки длины тяг. В качестве упругого элемента, являющегося одновременно втулкой под шкворневый винт, может служить резиновая втулка, изготовленная из пробки. В качестве материала для труб тяг, стержней, шкворней лучше всего брать низколегированную сталь. Можно применять и обычные автомобильные шарнирные соединения.

Как и у микролитражных автомобилей, в картах немалое значение имеет правильный выбор углов стабилизации колес. Развал колес у картов не делается, так как в их конструкции отсутствует элемент подвески. Наклон шкворней в продольном направлении делается, как правило, назад и составляет 6... 8°. Поперечный наклон шкворней следует делать в пределах 6. . .9°. При этом чем меньше диаметр колеса, тем больше следует принимать значения углов стабилизации.

Ступицы, к которым прикрепляются диски колес и тормозные барабаны, устанавливаются на оси на подшипниках качения. На колесах передней оси в ступицах размещаются два подшипника. Для этих целей можно применять подшипники № 202 и 203. Все соединения рулевого привода и крепления ступиц колес должны быть тщательно зашплинтованы.

Задняя ось обычно изготавливается как одно целое, и ступицы колес насаживаются непосредственно на ее концы. Сама же ось вращается в подшипниках, устанавливаемых в гнездах или корпусах, которые приварены к задней поперечине рамы. Если же привод выполнен на одно колесо, что рекомендуется делать только у картов первого класса, задняя ось соединяется со ступицей колес через подшипники. Отсутствие дифференциала в приводе приводит к тому, что на повороте одно из колес задней оси проскальзывает и это может послужить причиной заноса. Однако для картов, имеющих низкий центр тяжести и довольно значительное расстояние между колесами в поперечном направлении, такие заносы неопасны. Опытные гонщики на поворотах, наоборот, стараются использовать занос и ускорить поворот.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей