Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Соотношение объема и пространства

Соотношение же объема и пространства без учета материала говорит об объемно-пространственной структуре — структуре организованной, а не хаотичной. Поэтому с точки зрения объемно-пространственной структуры автомобиль можно отнести к моноблочной организованной структуре с механизмами, которые скрыты внутри и угадываются по очертаниям формы кузова.

При работе над формой любого изделия, чтобы решить композиционные задачи и раскрыть его свойства, необходимо умело использовать средства композиции (средства, с помощью которых добиваются эстетической выразительности). К таким средствам гармонизации формы относятся: композиционный прием, пропорции и пропорционирование, масштаб и масштабность, контраст,   нюанс,   метрический   и   ритмический   повторы,   цвет,

тени и пластика. Все это как бы своеобразный инструмент художника-конструктора, помогающий ему достичь эстетического совершенства.

При поиске своей формы любой проектировщик перебирает множество вариантов. Чтобы сократить время на поиск формы, надо с самого начала выявить идею композиции, т. е. тот прием, который затем /будет развит дальнейшими средствами композиции. Это можно показать на примере работы, дизайнера над формой микролитражного автомобиля. Автомобиль оригинален по компоновке. Он переднеприводной с выдвинутым вперед и низко опущенным кузовом. Наклонный пол багажника позволил увеличить его вместимость. В основу компоновки принят острый композиционный прием ( 115), который подчеркивает динамичность. Низкая, далеко выдвинутая вперед веретенообразная форма капота хорошо поддержана линиями низа и верха проемов кузова, линией крыши, контуром дверей и т. п. Форма точно соответствует компоновке автомобиля. Острый и выразительный силуэт автомобиля отражает принятый композиционный прием, в котором используются сложные лекальные линии при почти полном отсутствии прямых.

Пропорции и пропорционирование — одно из важнейших средств организации формы. На целостность формы можно рассчитывать только тогда, когда его объемно-пространственную структуру объединяет четкая пропорциональная система. Инженерная проработка конструкции идет одновременно с художественной отработкой формы, а поэтому пропорциональный строй, соразмерность частей и целого служат важной проверкой технического совершенства изделия. Соотношения элементов формы надо подбирать, используя гармоничные геометрические пропорциональные отношения.

Автомобиль создается для человека, а поэтому размеры его должны соответствовать размерам тела человека. Эта соразмерность изделия с человеком носит в теории композиции название— масштаб. Чтобы показать масштаб, художник-конструктор обычно рядом с рисунком изделия изображает фигурку человека. Масштаб самым непосредственным образом связан с пропорцио-нированием. В дизайне были даже сделаны попытки разработать особые шкалы, объединяющие эти два понятия, связать пропорциональные отношения с размерами тела человека.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей