Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

свободное пространство для пассажира

Определив положение водителя, точно таким же образом необходимо определить посадку и свободное пространство для пассажира.

Если передние сиденья проектируются раздельными для водителя и пассажира, то в качестве заднего применяют в большинстве случаев сиденье с одной общей подушкой. Раздельные задние сиденья используются для автомобилей более высокого класса и используемых для туристских поездок. Раздельные подушки сидений позволяют обеспечить максимум комфорта с хорошей фиксацией человека против боковых перемещений при небольшой высоте салона.

Изобразив позу водителя и пассажира в салоне, можно рассчитать необходимую минимальную высоту внутри салона. Потолок должен находиться на расстоянии не менее 100 мм от крайней верхней точки контура головы, что позволит очертить предварительный контур крыши кузова. Выбранное пространство для водителя и пассажира (размеры салона) должно обеспечиваться при любом размещении остальных агрегатов.

При компоновке необходимо также обращать внимание на обеспечение необходимой безопасности, что должно быть учтено в проекте автомобиля. Элементы безопасности, применяемые на автомобилях, подразделяются на активные и пассивные. К активным относят все мероприятия, уменьшающие возможность дорожно-транспортных происшествий. Например, к ним относятся: хорошая обзорность с места водителя; достаточно хорошая управляемость автомобиля, малая восприимчивость к влиянию бокового ветра, устойчивость при движении и др. Пассивная безопасность подразумевает мероприятия по снижению последствий дорожно-транспортных происшествий. Сюда, например, относятся применение ремней безопасности, усиление каркаса кузова в зоне салона, наличие зон контролируемой деформации спереди и сзади, а также устройства, предотвращающие попадание при аварии агрегатов в салон.

При компоновке одним из важных элементов обеспечения безопасности является создание для водителя необходимой обзорности. Так, например, непросматриваемая зона должна составлять не более 6 м от передней крайней точки кузова автомобиля. Угол передней обзорности должен быть таким, чтобы водитель мог хорошо видеть светофор и дорожные знаки. Рекомендуемый угол передней обзорности с места водителя показан на  5.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей