Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Книга самодеятельного конструктора автомобилей В.М. Геслер, В.В. Яуре

Тормозная система

Тормозная система автомобилей, состоящая из тормозов и их привода, предназначена для снижения скорости движения вплоть до полной остановки при минимальном тормозном пути. Она позволяет сохранять заданную скорость при движении под уклон, а также обеспечивать неподвижность автомобиля на стоянках. Таким образом, тормозная система характеризует тормозные свойства автомобиля (как иногда называют — тормозную динамику).

В соответствии с современными требованиями у автомобиля должны быть тормозные системы, выполняющие различные функции. Основная — рабочая тормозная система, предназначена для уменьшения   скорости   движения   вплоть   до   полной   остановки автомобиля. Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля на месте. Эти две системы в конструктивном отношении должны быть независимы друг от друга. Кроме того, следует предусмотреть запасную тормозную систему, которая выполняет функции рабочей при отказе последней. У самодельных автомобилей функции запасной выполняет стояночная тормозная система.

У автомобилей с массой не более 600 кг допустима установка рабочих тормозов только на задние колеса, а для всех остальных— на все колеса. Для небольших машин с полной массой не более 800 кг можно применить привод механического типа. При небольших колесах можно использовать тормозные барабаны мотоколясок или мотоцикла М-62. При установке на микроавтомобиль они должны быть немного переделаны: их литую крышку следует заменить стальным точеным или вырезанным из листа диском.

При применении механического привода необходимо предусмотреть устройства натяжения тросов для регулировки свободного хода педали привода и рычага стояночного тормоза. Проектируя механический привод, следует тщательно продумать траекторию перемещения тросов, чтобы исключить возможность заедания привода во время эксплуатации. Для обеспечения одинакового усилия на каждую пару колес в конструкции привода должно быть уравнительное устройство. Рычаг стояночного тормоза необходимо оборудовать фиксирующим устройством, позволяющим длительное время оставлять автомобиль в заторможенном состоянии. Это устройство обычно выполняется в виде храпового механизма. При создании своей конструкции привода желательно использовать элементы заводского изготовления.

Статья размещена в рубрике: Самостоятельное конструирование автомобилей