Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

поверхность реле стартера

После гарантийного пробега автомобиля и в дальнейшем через каждое четвертое ТО-2 дополнительно к операциям, выполняемым при ТО-1 и ТО-2, необходимо:

снять стартер с двигателя;

снять со стартера защитную ленту, проверить состояние щеточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгара. При загрязнении или значительном подгаре протереть ее чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или подгар не устраняются, то коллектор зачистить мелкой стеклянной шкуркой. Если и при этом подгар остается, то стартер разобрать и коллектор проточить на станке. Затем поднять поочередно все восемь пружин щеткодержателей и проверить плавность их перемещения. Щетки должны свободно и без заеданий перемещаться в щеткодержателях и не иметь большого износа. При заеданиях щетку необходимо вынуть, очистить от грязи и снова установить на место. Щетки с износом до высоты 14 мм следует заменить.

Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и если затяжка ослабла, то винты следует подтянуть;

проверить состояние контактной системы реле стартера. Очистить внутреннюю поверхность реле стартера от пыли и грязи. Убедиться в свободной (с качкой) посадке контактного диска на штоке якоря реле. Осмотреть рабочую поверхность контактных болтов и диска. При значительном подгаре их следует зачистить, снять неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значительном износе контактные болты повернуть на 180 °, а контактный диск перевернуть на другую сторону;

проверить надежность крепления реле к корпусу стартера, при необходимости подтянуть крепежные болты и вновь законтрить их замковыми шайбами;

продуть стартер сухим сжатым воздухом и закрыть защитной лентой щеточно-коллекторный узел;

проверить регулировку реле стартера, для чего к выводному зажиму обмоток реле подвести напряжение «+», а к массе стартера «—» аккумуляторной батареи. Для контроля замыкания контактов между выводом «+» аккумуляторной батареи и выводным болтом реле стартера (отсоединенным от «+» аккумуляторной батареи) подсоединить 24-вольтовую лампочку. Между шестерней 1 (см.  103) и упорным кольцом 3 на валу стартера ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. Реле стартера включается на номинальное напряжение 24 В, а шестерня прижимается к прокладке. При прокладке толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, лампочка не должна гореть. При прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться, а лампочка загореться. Если установлено несоответствие регулировки приведенным выше данным, подрегулировать реле, повернув винт 7, ввернутый в якорь реле и соединенный двумя пластинами с рычагом 18. При позднем замыкании контактов реле (лампочка не загорается при прокладке 11,7 мм) несколько вывернуть регулировочный винт из якоря реле, а при раннем замыкании (лампочка горит при прокладке 16 мм) глубже ввернуть регулировочный винт;

проверить легкость перемещения привода   по   шлицам   вала   якоря.

При затрудненном перемещении привода шлицы вала якоря очистить от грязи и смазать консистентной смазкой;

добавить в масленки стартера по 10—15 капель масла для двигателя.

Если при осмотре будет установлено, что в стартер попала грязь или дизельное топливо, стартер обязательно разбирают, очищают все детали от грязи, дизельного топлива и вновь собирают (разборка разрешается только после 30000 км пробега).

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации