Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Дополнительные устройства автомобиля. Дополнительная ось

Одним из экономически целесообразных способов повышения грузоподъемности автомобиля является создание трехосного автомобиля с задней дополнительной неведущей поддерживающей осью на базе двухосного автомобиля. Такой автомобиль в сравнении с автомобилем с двумя ведущими мостами дешевле в производстве, имеет большую грузоподъемность при одном и том же полном весе, меньший расход топлива.

Обслуживание дополнительной оси заключается в периодической проверке состояния всех болтовых соединений и их подтяжке, проверке затяжки подшипников ступиц колес и смазке оси.

Затяжку подшипников ступиц колес следует проверять при вывешенном колесе. Тугое вращение колеса возможно не только при чрезмерной затяжке, но и при трении тормозных колодок о барабан.

Если подтверждается чрезмерная затяжка колес или при его покачивании ощущается увеличенный зазор, надо отрегулировать подшипники ступицы, для чего:

вывесить ось;

снять крышку 2, ослабить гайку 5 подшипника ступицы и, поворачивая колесо, проверить легкость его вращения. В случае тугого вращения снять ступицу 1 и выяснить, не вызвано ли это заеданием сальника или повреждением подшипника;

поворачивая колесо, затянуть гайку подшипника до тугого вращения колеса. Для этого необходимо приложить усилие примерно 300 Н (30 кгс) к ключу с воротком длиной 500 мм;

отвернуть гайку подшипника примерно на 30°. После этого колесо должно вращаться свободно, но без заметного осевого зазора;

установить замковую шайбу 4 и, если усик ее не совпадает с прорезью гайки, необходимо повернуть гайку в ближайшую сторону до совпадения, а затем поставить и затянуть контргайку 3;

после регулировки затяжки подшипников ступиц проверить степень нагрева ступиц при движении автомобиля. Температура ступиц не должна превышать 60 — 70 °С (рука выдерживает длительное прикосновение).

Если нагрев значителен — жжет руку при длительном прикосновении к ступице, то на период приработки можно допустить некоторое увеличение зазора в подшипниках, для чего отвернуть гайку еще на одну прорезь. Дальнейшее увеличение зазора в подшипнике недопустимо, так как это может привести к преждевременному износу или разрушению подшипника.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации