Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Блок цилиндров

Блоки цилиндров двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 по конструкции аналогичны.

Блок-картер основная корпусная деталь двигателя. Он отлит из низколегированного серого чугуна и подвергнут искусственному старению для снятия термических напряжений. Это обеспечивает сохранение геометрической формы и размеров блока в процессе эксплуатации двигателя.

Цилиндры двигателей расположены двумя рядами под углом 90° и выполнены в общем блоке с верхней частью картера. Правый ряд цилиндров смещен относительно левого вперед на 35 мм; это вызвано тем, что на одной шатунной шейке коленчатого вала устанавливаются два шатуна — один для правого ряда, другой для левого.

Требуемая жесткость блока-картера достигнута благодаря рациональному подбору схемы силовых связей. Жесткость нижней части блока обеспечена силовым оребре-нием поперечных перегородок, которые в нижней части заканчиваются толстостенными арками, образующими коренные опоры коленчатого вала.

 На обработанные площадки поперечных перегородок установлены крышки коренных опор.

Блок растачивается в сборе с крышками коренных опор, поэтому они невзаимозаменяемы и устанавливать их при сборке двигателя необходимо строго в свои гнезда и определенной стороной. Каждая крышка имеет смещенные боковые фиксирующие поверхности и порядковый номер опоры. Для предотвращения осевого смещения и проворачивания вкладышей в разъеме постелей (в блоке и крышках) выполнены углубления, в которые входят выступы, сделанные на торцах вкладышей.

В феврале 1975 г. изменено крепление крышек коренных подшипников коленчатого вала. Вместо четырех вертикальных болтов Ml8 новое крепление крышки осуществляется двумя вертикальными болтами М20 и двумя горизонтальными (стяжными) болтами Ml4.

Болты затягивают моментом, равным для вертикальных болтов 43—47 кгс.м, для горизонтальных 10 — 12 кгс.м.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации