Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Гильзы цилиндров

Передний и задний торцы блока обработаны строго перпендикулярно к оси расточек под коренные подшипники коленчатого вала. Для точной установки крышки распределительных шестерен и картера маховика в торцы запрессовано по два установочных штифа. На переднем торце имеются обработанные площадки для крепления упорного фланца распределительного вала, фильтров грубой и тонкой очистки масла. На заднем торце картера предусмотрена площадка для крепления сапуна вентиляции картера двигателя.

В передней части развала картера выполнен коробчатый прилив. Отверстия в нем предназначены для установки привода топливного насоса высокого давления.

Для установки и фиксации стартера на правой стенке картера в задней ее части расположены две постели. В заднюю постель запрессован цилиндрический штифт, который входит в паз на корпусе стартера его в определенном положении.

Гильзы цилиндров ( 15) —мокрого типа, толстостенные, отлиты из специального чугуна с перлитной структурой, обладающего высокой прочностью и износостойкостью.

Рабочая поверхность гильзы подвергается закалке токами высокой частоты до твердости HRC 42 — 50, шлифуется и полируется до чистоты с микрошероховатостью не более 0,008 мм.

По внутреннему диаметру гильзы подразделяются на шесть размерных групп (табл. 1). Обозначение наносится на верхнем торце бурта гильзы. При комплектации двигателя в каждый цилиндр устанавливаются гильзы и поршни одной размерной группы. Это обеспечивает получение оптимального зазора между гильзой и поршнем.

Гильза устанавливается в блок усилием руки и фиксируется в соответствующих расточках двумя поясами: верхним и нижним. Верхний пояс гильзы имеет скользящую посадку, а нижний — ходовую. Это обеспечивает свободное удлинение гильзы вследствие нагревания во время работы двигателя.

По нижнему, фиксирующему поясу гильзы сделано уплотнение из резиновых колец 2, которое обеспечивает герметичность соединения и предотвращает попадание охлаждающей жидкости в масляный поддон двигателя.

Для устранения кавитационных разрушений гильз цилиндров и блока с июля 1971 г. на гильзах введена дополнительная канавка, в которую устанавливается антикавитационное кольцо 3.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации