Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Головка цилиндров

Головки цилиндров двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 аналогичны по конструктивной схеме и отличаются длиной, определяемой количеством цилиндров. Этим же определяется и количество устанавливаемых на головку деталей каждого наименования, комплектующих одну цилиндровую группу.

Головка цилиндров представляет собой цельную отливку, выполненную из низколегированного серого чугуна. Для снятия внутренних напряжений отливка подвергается искусственному старению, что уменьшает ее коробление в процессе эксплуатации и сохраняет геометрическую форму. Головки левого и правого блоков цилиндров взаимозаменяемы.

Нижняя плита головки вместе с верхними и боковыми стенками образует замкнутую полость, внутри которой выполнены впускные и выпускные каналы. Со стороны впускных каналов предусмотрена полость для штанг толкателей клапанов. Свободное внутреннее пространство головки образует водяную рубашку для охлаждения головки при работе двигателя. Верхняя часть головки имеет корытообразную полость, которая образована замкнутым ребром. В ней размещаются механизмы креплений и привода клапанов.

Нижняя полость головки шлифуется. Отклонение от плоскостности допускается не более 0,05 мм по всей длине. Головка центрируется на привалочной поверхности блока цилиндров двумя фиксирующими штифтами, запрессованными в блок, для которых на перемычках штанговой полости выполнены два отверстия диаметром 12,1+0-035 мм.

Для уплотнения газового стыка между привалочными поверхностями блока цилиндров и головкой установлена прокладка из асбополотна марки Я-4-01 толщиной 1,4 мм. Головка крепится к блоку цилиндров         термообработанными шпильками из хромоникелевой стали.

В нижней плите головки выполнены гнезда для впускных клапанов и отверстия диаметром 56+о<оз Мм под запрессовку седел 21 ( 18). Посадочные фаски и седла выпускных клапанов окончательно обрабатывают после запрессовки и развертки направляющих втулок 17 клапанов. Седла выпускных клапанов изготовлены из специального жаропрочного чугуна и термообра-ботаны. Посадка седел осуществляется с натягом от 0,045 до 0,105 мм. Головка перед запрессовкой седел нагревается до 90 °С.

В колодце между клапанами помещен латунный стакан, в который устанавливается форсунка. В нижней части стакан опирается на уплотняющую медную шайбу толщиной 0,3 мм, в верхней стакан уплотнен резиновым кольцом. Сверху стакан закрепляется корончатой гайкой. Момент затяжки гайки стакана форсунки равен от 9 до 11 кгс.м. В нижней плите концентрично отверстию под стакан просверлено отверстие диаметром 9,8+0<1 мм, через которое проходит распылитель форсунки.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации