Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Колеса и шины

На автомобилях МАЗ устанавливаются колеса бездисковой конструкции. Основном отличительной особенностью таких колес является крепление обода непосредственно к ступице колеса, что определило и конструкцию ступицы.

Литые ступицы из ковкого чугуна имеют внутренние полости для размещения колесных подшипников и по шесть спиц, обеспечивающих достаточную прочность и жесткость конструкции. Спицы передней ступицы имеют корытообразное сечение; все спицы с внутренней стороны соединены фланцем, к которому крепится тормозной барабан колесного тормоза.

Ступица заднего колеса имеет более сложную конфигурацию, чем ступица переднего. Спицы заднего колеса образуют замкнутое коробчатое сечение, открытое кольцо со стороны большего диаметра. Спицы ступиц имеют обработанные посадочные поверхности под соответствующие поверхности обода. Сопрягаемые с ободом поверхности спиц ступицы обработаны под углом 28 °. Такой же угол конуса получен в прокате под замковой частью обода.

Колесо надевается на ступицу таким образом, что конической поверхностью обод 6 устанавливается на конусы спиц и прижимается к ним шестью прижимами 2. Прижимы затягиваются гайками 3 на болтах 4, вставленных с внутренней стороны в зафиксированных от проворачивания четырехгранными головками в гнездах спиц. Кроме того, болты 4 удерживаются от выпадания шплинтами 5, устанавливаемыми в их стержень с внешней стороны спицы.

С одной стороны прижимы имеют цилиндрический отросток, который входит в отверстие в спице, поэтому при затяжке прижима исключается возможность его проворачивания.

Обод заднего внутреннего колеса установлен на конической поверхности внутренней части спицы задней ступицы.   Необходимое   монтажное расстояние между  шинами  задних сдвоенных     колес     обеспечивается проставочным распорным кольцом 9, которое для увеличения жесткости с обеих сторон имеет отбортов-ки, а для уменьшения веса — вырезы на    цилиндрической     поверхности. Распорное  кольцо   передает   также усилие затяжки  гаек  и  прижимов, крепящих заднее наружное колесо, на внутреннее заднее колесо, посаженное на конические поверхности спиц задней ступицы. Заднее наружное колесо при этом центрируется на конических поверхностях прижимов крепления задних колес.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации