Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Комплектность деталей

Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается.

Винт 18 рулевого механизма установлен в картере на двух сферических подшипниках 20, которые можно регулировать при помощи гайки 9. Эта гайка для предохранения от самоотвертывания контрится штифтом 7 и стопорной пластиной 8. Рабочая часть винта имеет бочкообразную форму: в средней части винт на длине 40 мм имеет постоянный диаметр с постепенным уменьшением его к краям на 0,05 мм.

Сектор 1 рулевого механизма изготовлен как одно целое с валом сошки из стали 20ХНЗА и установлен в картере на трех игольчатых подшипниках. Осевое положение вала сектора определяется регулировочным винтом 6, головка которого входит в отверстие вала сектора рулевого механизма и удерживается в нем с помощью гайки.

Регулировочный винт 6 в сборе с валом сектора ввернут в боковую крышку 4 картера и закреплен контргайкой.

Факторами, в большой степени нарушающими устойчивое движение автомобиля по прямому направлению, являются зазоры в передаче рулевого механизма. Поэтому зацепление сектора с гайкой-рейкой при прямом положении колес должно быть беззазорным. При повернутых колесах зацепление может быть с зазорами, которые на работу рулевого управления в этом случае влияния не оказывают.

 Для того чтобы сохранить беззазорное зацепление путем регулировок в средней части в течение всего времени работы рулевого механизма на автомобиле, зубья сектора имеют разную толщину: средний зуб наиболее полный (нормальная толщина), соседние с ним зубья несколько тоньше, а крайние зубья самые тонкие. Толщина зацепляющихся с ними зубьев гайки одинакова. Это позволило получить зазоры в зубчатой паре, увеличивающиеся в обе стороны от середины зацепления. Разная толщина зубьев сектора получается при их нарезании путем смещения оси нарезки зубьев относительно оси вала. Все пять зубьев сектора имеют переменную по длине толщину.

На торце вала сектора нанесена метка для правильной установки рулевой сошки. При сборке метки рулевой сошки и торца вала сектора должны быть совмещены.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации