Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Контрольно-измерительные приборы

На автомобилях МАЗ устанавливают контрольно-измерительные логометрические приборы магнитоэлектрического типа: указатель температуры воды, указатель уровня топлива, указатели давления воздуха и указатель давления масла, спидометр.

Указатель температуры воды состоит из корпуса, в котором смонтирован пластмассовый каркас, несущий на себе обмотки К1, К2 и КЗ ( 107, а). Между обмотками помещена ось, на которую насажены постоянный дисковый магнит 4 и стрелка прибора. В одном углу каркаса запрессован постоянный магнит 3. При отсутствии тока в цепи взаимодействуют поля магнитов 4 и 3 и устанавливают стрелку в крайнее левое положение. При включении тока последний проходит последовательно соединенные обмотки К2 и КЗ и резистор ^ (сопротивление температурной компенсации). Одновременно ток проходит по катушке К1 и через нее по полупроводниковому резистору R, установленному в корпусе датчика 1 указателя 2 температуры. Полупроводниковый резистор датчика изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры и тем самым регулирует силу тока в цепи катушки К1. Так как в катушках К2 и КЗ сила тока не изменяется, то положение стрелки прибора зависит от взаимодействия постоянных магнитных полей катушек К2 и КЗ с полем катушки К1, изменяющим свою величину. Результирующее поле всех катушек устанавливает дисковый   магнит   4,    связанный    со стрелкой, в соответствующее положение.

Указатель уровня топлива устроен и работает аналогично указателю температуры воды ( 107, б) с той лишь разницей, что вместо полупроводникового резистора в датчик встроен реостат, изменяющий свое сопротивление в зависимости от положения поплавка датчика в баке. Кроме того, в цепь катушки К1 введен дополнительный резистор Rao5, предназначенный для ограничения силы тока в катушке при выключенном реостате датчика, что предотвращает перегрев изоляции обмотки катушки.

Указатель давления воздуха в системе тормозов. На автомобиле установлены два одинаковых и независимых друг от друга указателя, выполненных по схеме, изображенной на  107, в.

В зависимости от давления воздуха мембрана датчика прогибается, воздействуя на реостат и изменяя величину его сопротивления. В остальном работа указателей не отличается от работы описанных выше приборов.

Указатель давления мас-лавдвигателе выполнен по схеме, показанной на  107, в, и работает аналогично указателю давления воздуха.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации