Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Кривошипно-шатунный механизм

Коленчатый вал. Силы, действующие на детали кривошипно-шатунного механизма двигателя, складываются из сил давления газов на поршень и инерционных сил движущихся масс.

Инерционные силы за время рабочего цикла изменяются по величине и направлению, что в случае их неуравновешенности приводит к нежелательным вибрациям и колебаниям на опорах.

В V-образных двигателях с углом развала 90 ° и общей шатунной шейкой на каждую пару цилиндров равнодействующая сил инерции возвратно-поступательно движущихся масс обоих цилиндров направлена по радиусу кривошипа и суммируется с центробежной силой вращающихся масс. Уравновешивание этой силы осуществляется за счет противовесов, расположенных на продолжении шеек коленчатого вала. В двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 в целях снижения веса кривошипно-шатунного механизма и двигателя в целом в систему уравновешивания входят выносные противовесы, расположенные на переднем конце коленчатого вала и в маховике.

Расположение выносных противовесов по отношению к плоскости 1-й шатунной шейки составляет для двигателя ЯМЗ-236 30 °, для двигателя ЯМЗ-238- 18°26'.

Коленчатые валы двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 изготовлены из стали 50 Г. В процессе изготовления вал подвергается термической обработке-закалке и отпуску до твердости НВ 229 — 269, а поверхности шатунных и коренных шеек и шейки под сальники для повышения износостойкости подвергаются закалке с нагревом токами высокой частоты. Глубина закаленного слоя для коренных и шатунных шеек составляет 3,0 — 4,0 мм, а на шейках под сальники 1,0 — 2,0 мм; твердость после закалки — HRC 52 — 62.

Характерной конструктивной особенностью коленчатых валов являются развитые по диаметру, но относительно короткие коренные и удлиненные шатунные шейки, что достигается закреплением пары шатунов на общую шейку. Диаметр коренной шейки равен 110,000 0015 мм, а шатунных 88,OOO_o,ois мм. Шатунные и коренные шейки вала связаны между собой относительно толстыми щеками и сопрягаются с ними переходными галтелями радиусами 6.Q5 мм. Для прочности вала на изгио исключительное значение имеет правильность выполнения переходных галтелей. Поэтому при перешлифовках вала подрезы и уменьшение радиусов галтелей- недопустимы.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации