Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

крутящий момент двигателя

Пока не прекратится взаимное скольжение конических поверхностей и не уравняются скорости обоймы и шестерни, дальнейшее продвижение каретки вдоль оси вала невозможно.

После выравнивания скоростей вращения обоймы и шестерни отростки  каретки  перестанут  прижиматься к средним боковым углублениям прорезей, и муфта будет иметь возможность переместиться вдоль оси вала. При перемещении муфты под воздействием вилки переключения передач шарики, соединяющие каретку с обоймой, выйдут из углублений последней, каретка продвинется вдоль оси вала и, так как она вращается с той же скоростью, что и включаемая шестерня, зубчатая муфта каретки без удара войдет в зацепление с зубчатой муфтой шестерни.

При включенной передаче крутящий момент двигателя через маховик, нажимный и ведомые диски сцепления передается на первичный вал коробки передач, а с его зубчатого венца на шестерню промежуточного вала и далее от соответствующей пары шестерен включенной передачи на каретку синхронизатора и вторичный вал коробки передач. Только к шестерне первой передачи и заднего хода крутящий момент передается непосредственно от промежуточного вала коробки передач. Учитывая отсутствие синхронизатора у шестерен первой передачи, во избежание поломки шестерен переключение на первую передачу необходимо производить только после значительного уменьшения скорости движения.

Достаточно удаленное от водителя расположение коробки передач привело к необходимости осуществления дистанционного привода управления коробкой. Дистанционный привод ( 57) состоит из механизма 4, расположенного непосредственно на коробке передач, и системы тяг и рычагов, связанных с рычагом 1 переключения передач, смонтированным в кабине.

В приливах верхней крышки / ( 58) коробки передач смонтированы три штока. На каждом штоке неподвижно закреплены вилки переключения передач — на крайнем правом (по ходу автомобиля) закреплена вилка 3 переключения первой передачи и заднего хода, на среднем — вилка 4 переключения второй и третьей передач и на третьем — вилка 8 переключения четвертой и пятой передач.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации