Эксплуатация и ремонт
легковых и грузовых автомобилей


Автомобиль МАЗ-5335 Высоцкий М. С, Гилелес Л. X., Херсонский С. Г.

Масляный насос

Для нагнетания рабочей жидкости в гидросистему механизма подъема платформы применен шестеренчатый насос высокого давления НШ-32УП.

Максимальное давление, допускаемое насосом кратковременно, составляет 135 кгс/см2. Максимальная производительность насоса 40 л/мин при 1300—1400 об/мин коленчатого вала двигателя.

Насос установлен на коробке отбора мощности и приводится во вращение с помощью шестерен коробки отбора мощности и коробки передач от двигателя.

Корпус насоса 12 ( 115) выполнен из алюминия. Внутри корпуса расположены ведущая 8 и ведомая 10 шестерни, выполненные как одно целое с валами. Опорами шестерен служат массивные бронзовые втулки 7 и 9, обеспечивающие без дополнительных прокладок торцовое уплотнение шестерен. Взаимное расположение втулок и положение их в корпусе насоса фиксируется проволочными замками. На корпусе насоса расположены фланцы для крепления обратного клапана (со стороны полости нагнетания) и всасывающего патрубка.

Корпус закрыт алюминиевой крьшжой с буртиком, позволяющим точно центрировать насос на фланце коробки отбора мощности. В крышке установлен самоподжимный сальник 4, уплотняющий вал ведущей шестерни. Надежной работе сальника способствует специальное опорное кольцо 5, предохраняющее манжету сальника от вывертывания. Сальник и опорное кольцо удерживаются в крышке с помощью стопорного кольца 6.

Особенностью насоса является применение плавающих бронзовых втулок, с помощью которых по мере износа рабочих торцов втулок и шестерен автоматически устраняется перетекание жидкости по торцам шестерен внутри насоса и обеспечивается высокий к.п.д. насоса на протяжении длительного времени.

Перемещение плавающих втулок и автоматическое устранение зазора по торцам шестерен достигается воздействием на втулки 7 давления рабочей жидкости из камеры, соединенной с полостью нагнетания насоса. Уплотнение камеры осуществляется с помощью уплотнительного резинового кольца 1, расположенного на стыке крышки 11 и корпуса 12.

Для разгрузки сальника 4 в месте его установки имеется дренажный канал, сообщающий камеру с полостью всасывания.

Длительный срок службы насоса, так же как и других агрегатов гидросистемы самосвала, достигается при условии тщательной фильтрации рабочей жидкости, заливаемой в гидросистему, своевременной ее смены, а также применения рабочей жидкости только тех марок, которые рекомендуются.

Статья размещена в рубрике: Автомобиль МАЗ-5335 и его модификации